0
871
Газета Культура Интернет-версия

04.02.2003 00:00:00

Семьдесят - это немного!..

Тэги: кваша, юбилей, театр современник


Но друзья в последние годы ушли. Умерли. Андрюша Миронов, с которым Кваша дружил радостно, общался без капли актерского соперничества; умер талантливый сатирик Аркадий Хайт, отъезд которого к сыну в Германию Кваша переживал как свою личную драму; ушел одаренный, благородный, добрый Гриша Горин. Можно представить ужас рывка через пустынную предрассветную Москву, когда со страшной скоростью на машине они неслись - Игорь и жена Кваши - Таня, врач по профессии, к другу, чтобы помочь, спасти, но застали его уже мертвым.

Его поколение, главный человек его актерской судьбы - Олег Ефремов, Алик, Аля, Аль, как называл и называет его Кваша, с безоглядной щедростью тратили время жизни - на веселые пирушки и талантливых людей, на дружбу и любовь, разговоры до утра, и при этом успевали и сделали все, что предложила им судьба, случай, дарование.

Сын погибшего в московском ополчении отца - профессора и в одиночку растившей его матери - учительницы, не имевший протекции, он без усилий прошел огромный конкурс в Училище им. Вл.И. Немировича-Данченко, оставался неизменным отличником, почетным стипендиатом все четыре года учебы, был принят во МХАТ, сыграл там первые роли и ушел вслед за Ефремовым в "Современник". В начальные годы Кваша стал одним из "мальчиков", которыми был особенно богат рождавшийся театр. Там работал рано вошедший в крутой вираж славы, безмерно одаренный Табаков. И чуть позже - отмеченный знаком погибельности, обманчиво хрупкий, беспощадный к мерзостям жизни умник - Олег Даль. Там был очаровательный, простой и добрый - Владимир Земляникин, по таинственным причинам отставший в славе от своих знаменитых сверстников.

Миссией и назначением Кваши на первых порах было играть хорошее в своих юных героях. Он умел это делать не назидательно и скучно, а увлекательно, искренно, пылко и очень убедительно. Так, не воевавший, он сыграл невольного вестника несчастья, солдатика Володю в розовских "Вечно живых". Годы и годы помнилось, как плакал юный солдат, рассказывая о гибели его спасителя и не зная, что говорит о сыне, внуке, брате, любимом в семье Бороздиных. Как с простодушной наивностью уговаривал труса и карьериста Марка не бояться идти на войну, потому что там не страшно. Его бригадмилец Шурик в заурядной пьесе Зака и Кузнецова со стихами Григория Поженяна - "Два цвета" на модную в 60-е годы тему о добровольной помощи комсомола милиции, был "совершенно прекрасным человеком", который кинулся на крик слабого и погиб от бандитского ножа.

Как все настоящие современниковцы, он умел играть правдиво и ясно, душевно глубоко. Чтобы ощутить, как играли актеры "Современника" поры его цветения, стоит посмотреть длинную-предлинную сцену - дуэт Рассказчика и Глумова в "Балалайкине и Ко", самую неэффектную в игровом, балаганном, пестром, шумном спектакле. (Постановка Георгия Товстоногова, восстановление Игоря Кваши и Валентина Гафта.) Ничего не происходит на сцене. Просто двое - Кваша и Гафт - сидят, закусывают, выпивают, беседуют между собой, заговаривая свой большой страх. Чистейшее действие словом, интонацией, редкими переменами ритма погружает зал в глубокую тишину вникания и внимания.

Но очень рано в молодом Кваше, как в Евстигнееве, Табакове, Волчек, других, проснулся дар, или инстинкт, или ген лицедейства и формотворчества, побудительный инстинкт к редкому тогда на нашей сцене живому и пережитому гротеску. Смешно и точно, не карикатурно, а подлинно художественно сыграл Кваша свой шедевр - старикашку-хитрюгу и льстеца Первого Министра в "Голом короле" Шварца. Преобразившись до неузнаваемости, в романтическом, не свойственном театру ключе с печальной иронией сыграл он Сирано де Бержерака, в завороженности мечтой о недоступном, в великой аскезе любви. После горьковского Луки крупнейший критик шестидесятых годов назвала Квашу "лучшим актером" "Современника", где любили спорить с традицией, нарушать и даже отвергать ее... Кваша сыграл Луку вопреки известным рекомендациям автора. Не обманщиком, а добрым русским человеком. Странником и чистеньким, аккуратным, благообразным нищим. Тихим проповедником, неколебимо верующим в силу слова, побуждающим людей на поступок, на сопротивление судьбе. Как все современниковцы, Кваша мог быть разнообразным, неожиданным, странным, успешным и неуспешным в своем деле, но никогда - циничным. Он умел играть лишь по своей "вере". Даже Свердлова в пьесе Шатрова "Большевики" - гуманным, интеллигентным, таким, каким по тогдашнему разумению артиста только и мог быть ленинец-революционер.

Чехов прочно вошел в его судьбу. По-новому и по-своему он сыграл Чебутыкина - не старым, не добрым, конченным, лишь изредка вспоминающим великую свою любовь к матери "трех сестер". Он сыграл Гаева благородным и благообразным, никчемным, горько чувствующим вину перед всеми. Знаменитая телепередача "Жди меня", в которой он пытается исправить человеческие несчастья, любимые внуки, семья - вот жизнь его души.

...Внуки не зовут его дедом или дедушкой, а только Игорем. И это не дань моде. Он им - сверстник, ровня, любимый. На его имени они "опробовали" сначала картавое, а теперь раскатистое, твердое, уверенное "Р"... Значит, как милые сестры, - будем жить, будем жить!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
988
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
1223
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
985
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
1273

Другие новости