0
686
Газета Культура Интернет-версия

18.03.2003 00:00:00

Терзания на Манежной

Тэги: выставка, гойя


Самое замечательное в московской выставке офортов Гойи - это место ее проведения. На народной Манежной площади, под копытами жуковского коня, рядом с Иверской часовней, под землей. Атмосфера подземелья, то ли намеренно, то ли спонтанно открытая кураторами, как раз и оправдала этот амбициозный и неоднозначный проект.

Неоднозначность его сразу в двух вещах. Во-первых, в количестве и качестве экспонатов. Рассмотреть в один заход четыре графические серии, создававшиеся Гойей почти 20 лет и насчитывающие без малого 300 листов, практически нереально (избыточность редко бывает признаком музейной культуры). Во-вторых, неоправданно высокие цены на билеты: 200 рублей с человека. Стоимость сравнима с посещением хорошей западной галереи и предполагает по меньшей мере уникальность экспозиции. Между тем качество офортов, привезенных немецкой галереей Боттингерхаус, оставляет желать лучшего. Это совершенно точно не авторские отпечатки и даже не более поздние первоклассные оттиски. Фирменное гойевское сочетание травленного штриха и акватинты, когда вместе с линией возникает еще и мерцающая светотень, почти не просматривается. Остается только сюжет, и он, к чести организаторов, подробно объяснен на табличках у каждого из листов. Но с таким же успехом можно изучать репринтные альбомы.

Впрочем, "Терзания души" кассу сделают. И здесь, опять же, две причины. Во-первых, невероятная загадочность и сложность испанской души. Начиная с "Капричос" (первое издание 1799 года) помимо звания главного королевского живописца за Гойей закрепилась репутация эдакого иберийского Достоевского: темный, противоречивый, страшный, болезненный (одолевающая глухота). Историки, конечно, оправдывали его фантазии борьбой с пережитками прошлого, с инквизицией, суевериями и проституцией. Но просветительство могло бы обойтись и без такого количества ведьм и трупов.

Второе слагаемое - возвращаюсь с чего начал - казематы Музея археологии, который на время испанских гастролей избавился от всех своих плошек и палок-копалок и превратился в лабиринт из черных ширм, где изогнутой змеей на разных уровнях ползут серии "Тавромахии" (бои с быками), "Капричос", "Дипаратес" ("Нелепости") и "Бедствия войны". Этот остроумный ход: спуститься под землю, вниз, в самое подсознательное, и вместо археологической витрины "Из глубины веков" разместить гойевские глубины - заслуживает внимания. Кстати сказать, ту же штуку бамбергская галерея выкинула, когда привозила в Москву иллюстрации Сальвадора Дали. Выставку разместили в Музее революции, где графика сюрреалиста огибала вдруг ни с того ни с сего оставленный броневик. Неясно, кто уже второй раз указывает немцам эти нестандартные залы, но уже за одно это ему можно простить перевес количества над качеством и зарабатывание на раскрученных именах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1736
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4269
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2345
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2657

Другие новости