0
1698
Газета Культура Интернет-версия

26.03.2003 00:00:00

Прохожий, остановись!

Тэги: театр, симонов, валентин, валентина


Все бы радоваться: еще один новый театр в Москве, и актеры в нем - молодые, вчерашние выпускники театрального вуза - хотят, по заверению администрации, продолжать лучшие традиции Вахтанговского театра. Московский Театр имени Рубена Симонова запрятался в одном из арбатских дворов, недалеко от самого Академического театра имени Вахтангова, с которым взялся спорить в верности великому прошлому.

К недавнему 70-летию драматурга здесь решили вернуть на сцену пьесу Михаила Рощина "Валентин и Валентина". Замечательная пьеса о любви, вечный сюжет - о противостоянии чувств молодых героев кастовым предрассудкам. Мать Валентины считает себя важной дамой, мать Валентина - всего лишь проводница на железной дороге. Заканчивается все более или менее счастливо.

Поставленная одновременно во МХАТе и в "Современнике", эта пьеса шла потом едва ли не во всех театрах Советского Союза. В одноименном фильме Валентину играла Марина Зудина, а ее мать - Татьяна Доронина. Фильм запомнили, и на премьере в Театре имени Рубена Симонова старшие зрительницы сравнивали игру актеров. Как и мне, фильм им понравился больше.

Но с Дорониной вообще мало кто сравнится. Глядя на сцену, то и дело ловил себя на странном чувстве какой-то общей то ли неловкости, то ли противоестественности: все это сильно напоминало любительскую студию, где искренность и увлеченность искупают отсутствие профессиональных знаний.

Режиссер спектакля Эдуард Ливнев несколько осовременил сюжет. Молодые герои Рощина не выпускают из рук бутылок пива и железных банок с другими слабоалкогольными напитками, а заслышав звонок, хватаются за мобильники. Но процесс модернизации так и остался в границах бутафорского (реквизиторского?) цеха. Слов менять не стали. С пивом в руках и мобильниками на поясе герои слушают, какие хорошие материальные условия ждут их на буровой, какие горы способен свернуть капитан-подводник из Североморска.

По нашим временам (с учетом злободневности канонического текста Рощина) один должен был говорить о том, что все запасы нефти оказались в руках горстки олигархов, а второй, хотя бы между прочим, - о задержках с выплатой заработной платы.

Но ничего такого в спектакле нет. В нем вообще нет почти ничего, что могло бы оправдать существование в центре Москвы еще одного театра, по немыслимым причинам получающего государственную дотацию. И писать было бы не о чем, если бы минут за десять до конца на сцену не вышел Вячеслав Шалевич в эпизодической, но у Рощина весьма существенной роли Прохожего.

Шалевич выходит и произносит монолог, венчающий спектакль. Этот монолог, конечно, не искупает всех зрительских страданий, но все же оправдывает поход в театр.

Шалевич не играет ничего особенного. Он вообще не играет, то есть не представляет чего-то особенного, не показывает старания, заметного в игре остальных. Просто выходит, садится спиной к залу, потом, когда его окликают, поворачивается, выходит на авансцену и произносит некоторое количество слов.

Тут, наконец, становится слышно слово Рощина и обнаруживаются достоинства ранней и одновременно одной из лучших его пьес. Рощин - драматург, но еще и писатель - в его пьесах всегда "слышна" хорошая литература. В монологе Прохожего, которого играет Вячеслав Шалевич, это качество наконец "из тени в свет перелетает".

Речь не о величии - о мастерстве. О профессии, которая одним дана, а другим - нет. Жаль только, что и сказанное прежде звучит укором тому же Шалевичу, который на афишах театра значится художественным руководителем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Иммунитет против чар волшебных

Иммунитет против чар волшебных

Николай Фонарев

Писатели ХХI века проводили 2025 год на Арбате

0
2120
Что было у Машки с Витьком

Что было у Машки с Витьком

Дина Зайцева

Новогодние «Литературные посиделки» в Платоновке

0
2463
Энергия заблуждения

Энергия заблуждения

Владимир Буев

Встреча с аваторами нон-фикшн Гаянэ Степанян и Еленой Охотниковой

0
2191
Трамп не боится «сапога американского солдата» в Венесуэле

Трамп не боится «сапога американского солдата» в Венесуэле

Геннадий Петров

Захват Мадуро похож на верхушечный переворот по согласованию с США

0
3325