0
1162
Газета Культура Интернет-версия

25.04.2003 00:00:00

Моцарт вахтанговской сцены

Тэги: яковлев, юбилей, театр


яковлев, юбилей, театр Он актер. И только актер!
Фото ИТАР-ТАСС

Сначала и навсегда слышишь и помнишь, и носишь в себе голос Яковлева. Невыразимой мягкости, баритонального бархатного рокотания. Голос до преклонных лет не тронутый ни хрипотой, ни надсадой, о котором в былые театральные годы говорили бы - "благородного звучания". Когда меценат и барин, любитель театра, женщин и жизни, Нил Стратонович Дудукин - Яковлев является в знаменитых фоменковских "Без вины виноватых" и, улыбаясь, приподымает изящную шляпу в приветствии; с неторопливой плавностью шествует, раскланивается со зрителями, некоторым персонально посылая любезное "Здрас-с-с-ьте!", - это не только талантливый прием, предложенный режиссером артисту, чтобы в магическом круге знаменитого спектакля объединить в согласии, понимании и любви зрителей и актеров. Это разгаданная Фоменко сущность Яковлева, мгновенье откровения мастера, счастливого хозяина сцены.

В 1952 году Театр имени Евг.Вахтангова получил одного из самых больших своих актеров. "Видимо, гениального", - как по прошествии многих лет говорят в вахтанговских кулуарах.

Высокий, стройный до хрупкости, изящно красивый, молодой Яковлев казался типичным героем-любовником, заполучить которого была бы счастлива любая московская труппа.

Он и играл их всю жизнь в изобилии - обольстителей, авантюристов, победителей. "Мудреца" - Глумова, в котором не было желчи, расчета, злости, а была сияющая молодость, азартная гонка за удачей. И поручика Ржевского в "Гусарской балладе", который лихо рубился, ловко носил гусарский ментик, пил до дна, но в отваге которого проступала бесшабашная детскость, аромат романтического времени. Но этот изящный красавец, баловень судьбы и баловень женщин, признанный и обласканный с первых своих шагов в профессии, очень рано захотел играть стариков, чудаков, чудиков, вроде длинного и тощего, ночного шекспировского стража Киселя в киноверсии "Много шума из ничего" (через четыре года после окончания училища!) - худобой, суставами, коленями, локтями напоминающего бледную спаржу, которая колеблема и падает от дуновения воздуха.

Необъяснимый во времена "железного занавеса" европеизм Яковлева был подлинен и абсолютен. Никто, как он, не носил фраков и крахмальных сорочек, расшитых камзолов и белых чулок, туфель на цветных каблуках с бантами, пудреных париков с буклями. Никто не был так безупречно стилен, так правильно и музыкально не говорил в ролях европейского репертуара, вместе с тем оставаясь русским, глубоко национальным артистом.

В булгаковском царе Иване Васильевиче бушевал и правил пряничный и пестрый русский балаган. Но и в масочном итальянском Панталоне - шепелявом, курносом старикашке, под балахоном которого чудились не туфли мудреца с загнутыми носками, а лапти, Яковлев упивался русскостью, давал тип состарившегося, но бойкого, полного жизни, ядовитого Ивана-дурака. Стихия "Турандот" в разных своих проявлениях - интернациональная, всепроникающая стихия игры, преображений, озорства, свободных контактов с людьми в зале - жила в нем.

На взгляд стороннего наблюдателя, успех и большая слава давались Яковлеву так легко, что кто-то из "идейных" и "умственных" критиков-шестидесятников печатно высказал сомнение: не глуповат ли, не легкомыслен ли этот молодой актер, не бережливый, не рачительный к своему большому таланту?

Актер без амплуа, художник вахтанговской всеобъятности, нераздельности трагического и смешного; идеальный артист ансамбля, играющий не "рядом", не "вместе", а по-вахтанговски - "для" партнеров и особенно - для партнерш.

В спектакле "Насмешливое мое счастье..." он создал образ Чехова - одинокого и нежного, в предчувствии близкого конца ускользающего от людей, от любви. Без портретного грима и костюма "вышел Чеховым" в телевизионном цикле Владимира Лакшина. Не "присвоил" себе чужой текст и чужую мудрость, как сплошь и рядом случается с актерами, а стал на экране равным партнером и собеседником выдающегося ученого и интеллектуала.

Как и всякий советский актер, Яковлев должен был играть и играл (подчас не без удовольствия) современные советские роли, умея и пустяки превращать в шедевры искренности, трогательности или комизма, каким стал его Пчелка в софроновской "Стряпухе" или брошенный любовник Ипполит в фильме "Ирония судьбы".

Оглядываясь назад, в судьбе Юрия Васильевича Яковлева не найдешь ничего, от чего стоило бы отказаться, что нужно было бы забыть. Он умел еще и оставаться верным, как был верным до конца своему другу и режиссеру Евгению Симонову.

Слава Яковлева - чисто театрального свойства, без общественных подпорок, обязательной в советские времена политической ангажированности, трибунной гражданственности. Он всегда только актер и более никто.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
988
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
1223
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
985
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
1274

Другие новости