0
1036
Газета Культура Интернет-версия

02.10.2003 00:00:00

На гребне моды

Тэги: вырыпаев, спектакль, театр


Выходит человек и под музыку начинает быстро-быстро говорить. Потом уходит, выбегает девушка и тоже говорит, тоже - быстро. Уставая, сходят с небольшого помоста, чтобы глотнуть воды (впервые с таким простым отношением к сценическому исполнению я встретился на концерте Диаманды Галас, которая между песнями прикладывалась к двухлитровому пузырю с минералкой, стоявшему у рояля). Матерятся - как будто так и нужно, и мат - в одно ухо влетает, из другого вылетает, как все прочие слова. Слов много, нет времени и сил думать о каких-то конкретных, тут, как в толпе, лиц не видно, чувствуется лишь могучее шевеление, общий трепет жизни, о котором написал когда-то Андрей Платонов.

Словопоток, словопотоп. Обос..али? - Как говорится, - обтекай┘

И не спросишь: "О чем это? Что он имеет в виду?" Не спросишь, поскольку все понятно. Понятно, о чем он говорит, о чем музыка, зачем на подмогу Вырыпаеву на сцену выбегает девица (Арина Маракулина) и почему они такие, немного агрессивные, немного апатичные, немного уставшие от жизни и от себя самих.

Он выходит на сцену и принимается тараторить. Тараторит и тараторит. Про то, как один Саша зарубил лопатой другую Сашу, и много еще другого про него и про нее. И все это - на тему или, вернее, по мотивам десяти заповедей. Тех самых, о которых в старом еврейском анекдоте один известный сын еврейского народа говорит, что "всего десять, но прелюбодеяние входит". У Вырыпаева оно как раз не входит. Прелюбодеяние не входит, и "не убий" не входит. У него, если можно так сказать, всем заповедям дана команда "на выход!". Все вывернуты наизнанку, задом наперед.

Слушаешь Вырыпаева и ищешь подобие и подобного.

В манере исполнения узнается Евгений Гришковец, еще чувствуется влияние Пети Мамонова и еще, как ни странно, немного - Фила Донахью, того самого американца, который когда-то с Познером вел телемосты между Москвой и Америкой, который легко и свободно рассуждал обо всем, что только попадалось под руку и на язык. В отличие от наших телеведущих он был раскованным, даже чуть-чуть развязным. В отличие от Донахью Вырыпаев обо всем говорит по-русски, он не подцензурен, а значит, временами выражается нецензурно.

К нынешнему успеху на "Новой драме" (премия за лучший спектакль) Вырыпаев давно был готов, эта награда, если угодно, дышит в затылок его уже давнему и прочному успеху. Мода на Вырыпаева продолжается никак не меньше года, в подвал "Театра.doc" уже спускались столичные олигархи, артистический и политический бомонд, Вырыпаев уже опробовал клубные подмостки, получил первую премию театрального фестиваля в польском Торуне и вошел в короткий список профессиональной премии Союза театральных деятелей "Гвоздь сезона".

Став модным, Вырыпаев, возможно, и против собственной воли, пошел по стопам Гришковца, он перестал быть персонажем только театра (и конкретно - "Театра.doc"), став персонажем моды, человеком света.

Быть модным, конечно, здорово. Но у моды - опять-таки, вне зависимости от желания того, кто оказался на гребне волны, - имеется неприятная особенность: мода - явление преходящее, она приходит и уходит. Как модница, строго оглядывающая свой гардероб на предмет отсеивания того, что стало "отстоем" и уже не сгодится в новом сезоне, публика модных перформансов и спектаклей думает о том же: главное для нее - прийти вовремя, до того, как явление выйдет из моды. На "Кислороде" дыхание этой публики чувствуется.

Те, кто приходит на "Кислород" сегодня, вынужден добавлять к получаемым впечатлениям немного фантазии, чтобы вообразить, как это выглядело в первые дни, на первых представлениях. Ощущение, схожее с тем, которое испытывает гость, приходящий к середине застолья: все уже давно уважают и любят друг друга, а ты - сухой, как лист, и хочешь внимания к своему трезвому тосту.

Мне показалось, что "Кислород" Вырыпаева относится к числу скоропортящихся театральных продуктов. Техническое исполнение - безупречно, вызывает восхищение техника речи, умение безболезненно и без единой ошибки вываливать килограммы слов в единицу времени. Но такое - отчасти личное, даже автобиографическое высказывание - нуждается в личном, в почве, прошу прощения, и судьбе (всегда интересно и одновременно страшно думать, что делать дальше после такого успеха и после того, как становится понятной конечность, исчерпываемость счастливо найденной манеры).

Нерв появляется примерно на середине короткого часового спектакля-концерта, то ли перформанса, то ли исповеди в стиле рэп. И тогда - захватывает. Или - вставляет. Иначе говоря, - торкает. И то, и другое, и третье, в зависимости от того, к какой категории зрителей вы относите себя.

"Кислород" - это конспект, выжимка нашей жизни, который в прямом и в переносном смысле отталкивается от другого конспекта, когда-то давно спущенного нам с Самого Верха. Вместо старых, "стершихся" слов Вырыпаев предлагает десяток и сотню новых, там, где было место для одной, непреложной истины, - сразу две: теперь можно и так, и эдак. В "списке Вырыпаева" перечислено все, что встретилось на пути, что попалось на глаза или всплыло из памяти: Иерусалим, арабы, евреи, Нью-Йорк, 11.09.01, менты, проверка паспортов, мюзиклы, Баренцево море, травка, кокаин, героин, Грибоедов и памятник ему, избитые истины ("Только безумная любовь может оправдать безумную ненависть"). Без прежней однозначности, когда при слове "поэт" полагалось выкрикнуть Пушкин, а на "дерево" откликнуться березой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
1049
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1249
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
983
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1182

Другие новости