0
1730
Газета Культура Печатная версия

15.01.2004 00:00:00

Навстречу юбилею Победы

Тэги: сорокин, свадебное путешествие, премьера


сорокин, свадебное путешествие, премьера В разных составах еврейскую девушку играют Анна Большова (на фото) и Оксана Фандера. Но любить им приходится одного и того же немца, в роли которого – Андрей Смоляков.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)

Сенсации не будет: это стало ясно еще на подступах к Центру им. Мейерхольда. "Идущие вместе" не жгли костры и даже не стояли в пикете. Вероятно, создатели понадеялись на собственно театральную составляющую своего детища и не воспользовались этим беспроигрышным рекламным ходом. Вместо протестующих людей-"бутербродов" около входа и в фойе театрального центра колготилась стайка заранее восторженных нимфеток, а также прогуливались сильно курящие взрослые дамы, тоже продвинутые по части раскованности и презирающие всех, кто не понимает и не принимает, например, свободы матерного мата в театральном (и любом другом) искусстве. Ни политиков, ни государственных мужей на премьере не было. Подобные произведения они предпочитают смотреть в узком кругу, не афишируя свою любознательность (как было, кстати, с фильмом "Москва" по сценарию того же Владимира Сорокина).

Публика собралась в основном своя, богемная, - музыкант Александр Ф.Скляр, художник Павел Каплевич, композитор Владимир Мартынов, драматург Людмила Петрушевская (ее как опоздавшую провели и посадили на балкон), кинорежиссер Тигран Кеосаян, а также актеры и актрисы разного калибра и жанра, друзья и родственники участников действа. Обилие немецких гостей объяснялось тем, что через две недели, 2 и 3 февраля, премьера "Свадебного путешествия", совместного детища Центра имени Мейерхольда и группы "Практика", назначена в знаменитом восточно-берлинском Театре имени Максима Горького.

За несколько минут до начала появился сам Владимир Сорокин, к которому потянулись уже упомянутые молодые и уже повзрослевшие поклонники продвинутого искусства. У него был вид человека, заготовившего зрителям сюрприз. Нежась в лучах софитов, он рассказал телевизионщикам о любви, чувстве вины и о чем-то еще, что, по его мнению, составило глубинную основу непростого произведения. После чего проследовал в мужскую комнату, куда за ним, не разбирая дороги, устремились поклонницы.

В программке-постере Сорокин говорит, что его пьеса - "попытка заглянуть в глаза существу по имени Вина Поколения. Что это за существо? На кого оно похоже? Какой толщины его кожа? Как велики его зубы и рога? Как быстро оно бегает? Чем питается? Как и где летает? Как размножается и спит? И главное - как оно относится к людям?" Как ни странно, почти все эти вопросы и в пьесе, и в спектакле оставлены без ответа.

Рецензию на только что вышедшую премьеру можно было бы написать и начать в манере критиков-экспертов "Золотой маски", которой, как известно, руководит Эдуард Бояков, сопостановщик спектакля (вместе с ним над пьесой Сорокина работала Илзе Рудзите, она же - соавтор видеопроекций): мол, после 13 января 2004 года (день, когда состоялась премьера) можно с уверенностью сказать, что режиссера Эдуарда Боякова больше нет. Но такое начало несколько исказило бы картину и приукрасило ее, так как до 13 января 2004 года такого режиссера тоже не было. Можно предположить, что Эдуард Бояков, как многие, тоскует по эпохе титанов и потому не хочет быть только и просто всемогущим (без всякого преувеличения) продюсером, которому по плечу и "Золотая маска", и Пасхальный фестиваль, и "Новая драма", и проекты обменных гастролей Мариинского и Большого, и много чего еще. Он попробовал силы в актерском ремесле (первый опыт не получился), теперь - в режиссуре. Но что поделать: режиссура - такая жестокая вещь, что именно на него, на постановщика, падают в итоге все шишки. Пьеса неважная - все равно режиссер виноват. Но именно заслугами Сорокина-драматурга, его недооцененностью на родине объяснял Бояков свое обращение к "Свадебному путешествию", а получалось, что и к режиссуре.

После "Свадебного путешествия" становится понятной манера западных рецензентов, у которых принято сначала коротко пересказать сюжет, а потом - в двух словах уже - сказать об игре артистов. А о чем еще говорить? Об идеях? Но всерьез обсуждать идеи Сорокина вроде бы не пристало - это же постмодернизм, тут не всерьез все, а в шутку. О качестве таких текстов судить также не принято. Что же остается еще?.. Ругать актеров? Да вроде бы они, Оксана Фандера, Андрей Смоляков и Игорь Яцко, справляются со всеми возложенными задачами. Другое дело, что сами задачи, простите... не хороши.

Вина поколения к людям (не ко всем, конечно, к некоторым) относится неплохо. По крайней мере нет причин опасаться, что в Германии, куда через пару недель отправится спектакль, его примут холодно. Во-первых, сделано все глянцево, "по-европейски". А во-вторых, розовые цветочки в интернациональном обрамлении, разыгранные актерами по сорокинским нотам, очень даже польстят исстрадавшейся от чувства вины душе. Смотрите - еврейская девушка с русским характером, эмигрантка, вчерашняя потаскушка, влюбляется в закомплексованного сына эсэсовца-штурмбаннфюрера и, даже несмотря на то, что терпит фиаско в уничтожении его комплексов, выходит за несчастного замуж. Оголтелое всепрощение выкидывает лозунг: "Еврей и немец - братья навек!"

Все довольны, все спят без снов. Хотя, совсем уж между прочим, девушке не стоило бы так убиваться, ведь комплекс ее возлюбленного - всего лишь мазохизмус вульгарис (в смысле - обыкновенный) и весь ее, простите, крест заключается в необходимости подвешивать своего возлюбленного на крюк (на котором удавился его отец и на котором он же, отец, когда-то мучил евреев) и лупить ремнем (художник - Юрий Хариков). Это ли не маленькая отрада в затухающем семейном сексе? Но девушка недовольна и недовольство свое выстреливает одиночными матерными словами, не придающими спектаклю ни прелести, ни пикантности, ни отвратительности. Ну сказала раз пять-шесть "п┘ц" - нашли чем удивить и порадовать. К слову: у Сорокина еврейская девушка ни на секунду не смущена открывшейся семейной историей своего любимого и на его страшную тайну отвечает без паузы: "Все равно тебя люблю". А если принять во внимание, что среди тех, кто помогал спектаклю, значатся Михаил Куснирович и Еврейский культурный центр, о мазохизме - настоящем, а не придуманном - впору говорить в приложении к нашей, а не немецкой стороне, как будто это нам надо мучиться комплексом вины и нам его недостает.

В глубине души (и мы не исключение) зрители ожидали густого мата, грубой порнографии, но, кроме унылых "п┘ц", "м┘к", "х┘", сказанных в воздух и без вдохновения, да жалких намеков на банальный мазохизм, не получили ничего. Тоже мне Сорокин.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Герои рождаются на полях сражений

Герои рождаются на полях сражений

Олег Фаличев

А обыватель следит за медийными клоунами

0
758
Атомный зонтик Лукашенко

Атомный зонтик Лукашенко

Дмитрий Литовкин

Белоруссия получит носители ядерного оружия

0
840
Две сотни подлодок Юрия Кормилицина

Две сотни подлодок Юрия Кормилицина

Владимир Карнозов

Генеральный конструктор отмечает 90 лет со дня рождения

0
555
Реальное изделие для реальной войны

Реальное изделие для реальной войны

Сергей Кетонов

В России создано самое мощное неядерное оружие в мире

0
765

Другие новости