0
775
Газета Культура Интернет-версия

16.03.2004 00:00:00

Поцеловаться с колбасой

Тэги: театр, премьера


Театральную общественность интриговали премьерой по повести Ивана Шмелева «Человек из ресторана» с прошлого лета. Поскольку в постановке заняты актеры разных театров – горьковского МХАТа, Театра на Таганке, «Ленкома», собраться и отрепетировать до конца было непросто. Однако когда они все же собрались, стало непонятно: зачем?

Приписка к названию «Экзерсисы на тему┘» традиционно вызывает сомнения в качестве предлагаемого продукта: таким образом, создатели заранее снимают с себя любые обязательства перед публикой. Экзерсисы – всего лишь упражнения вроде простейших гамм. Из полотна шмелевской повести выдернули тему, актуальную в эпоху нового расцвета ресторанного бизнеса: размышления рядового «стаффа», маленького человека – «лакей» он или «человек»? На роль официанта Скороходова, доверенного лица многотысячной армии обслуживающего персонала в сфере ресторанного бизнеса, позвали Виктора Сухорукова, который, пожалуй, единственный из всех держал в голове легендарную картину Якова Протазанова 1927 года, где роль Скороходова исполнял Михаил Чехов. Увы, это не очень ему помогло. Повторить актерский рисунок Чехова – такой задачи не ставилось, а собственная физика Сухорукова – волосатая грудь и спина, манера растягивать гласные были подчеркнуты так неумно, что хоть плачь. Даже главной своей уловки – присваивать всем персонажам собственное имя Виктор Сухоруков здесь не имел. И потонул в общей безвкусице.

Сухоруков играет Скороходова как доморощенного правдоискателя, кроме Евангелия книг как будто не видевшего и детей своих воспитывающего сообразно старому укладу. На работе готов, зажав нос от смеси кухонных запахов и ароматов разносортных одеколонов, и спину погнуть за копеечку, но копеечку эту принести домой жене и детям. Дети стыдятся отцовского лакейства, и его формула «у нас не просто подай-принеси, а со смыслом» им непонятна. Все плохое с семьей Скороходова случится, конечно, от неуважения старших – эту простую мысль постановщик спектакля и автор пьесы (экзерсисов) Андрей Лукьянов напишет на лбу каждого зрителя.

При всем нежелании спорить с этой домостроевской истиной нельзя не заметить, что и Домострой, и шмелевские растерянные в революциях люди, и эксцентрика протазановских двадцатых в постановке Андрея Лукьянова заменены грубой прямолинейностью и каким-то медвежьим восторгом перед ресторанным разгулом, синонимичным русской удали, до которых многим антрепризам еще шагать и шагать. Кажется, что режиссер сам запутался, где тут «брюка правая», а где тут «брюка левая», так много всего хотел сказать. По разбегающимся к кулисам лестницам носятся с подносами половые, нахваливающие свою румяную бутафорскую еду, гремит музыка, клиент предлагает поцеловаться с колбасой, «потому что она честная, не то что обманщик-омар», официанты канканируют с на диво колченогими гризетками, бордельные девушки, одетые в черно-красную профодежду, катаются на загривках посетителей. Так был понят Шмелев.

Самое обидное и непонятное, что никто из смеявшихся над откровенно ужасными танцами в постановке Ирины Зибровой (консультантом по движению выступил Михаил Лавровский) и с осанной вынесенными грушами и осетрами из папье-маше, не ушел в антракте. Как будто всех как поцеловала та самая честная в своей пошлости колбаса в самом начале, так и не отпустила до самого финала.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
481
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
1952
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2352
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1945

Другие новости