0
2644
Газета Культура Интернет-версия

27.04.2004 00:00:00

Георгий Цыпин: «Иногда нужно идти против музыки»

Тэги: мариинка, опера, ципин, дизайн, спектакль


мариинка, опера, ципин, дизайн, спектакль Несмотря на большую востребованность, Георгий Цыпин отказывается считать себя модным.
Фото Валентина Барановского

-Георгий, что хочет сегодня видеть на сцене оперного театра зритель?

 

– Сколько зрителей – столько желаний. Поэтому единственный способ для художника – заглядывать внутрь себя. Мы живем в невероятно визуальном мире, поэтому художник играет очень важную роль, а в опере, где при взаимодействии между пространством, визуальным решением и музыкой зачастую проскакивает какое-то другое электричество, – особенно.

 

– От чего, как правило, отталкиваетесь – от слова?

 

– Скорее от атмосферы. Оперная история вне музыки часто может звучать попросту глупо. Пытаешься схватить что-то другое. Безусловно, все упирается в слова, но дело не в них, а именно в атмосфере. И композитор с либреттистом метят очень-очень высоко, если это шедевр. Объяснить это словами зачастую просто невозможно.

 

– А куда в таком случае метит художник?

 

– В невербальное. Я замечаю, что наиболее напряженные моменты между музыкой и скульптурой сцены, как правило, создаются, когда иллюстрации нет, а когда есть напряжение или откровенный конфликт. Иногда нужно идти против музыки.

– Ваша продукция последних лет активно использует стеклопластик. Вы нашли в нем секрет эстетической силы?

 

– Когда я был студентом и учился театральному дизайну в Нью-Йорке, я как-то нащупал такой ход и почувствовал, что прозрачность – это не просто увлечение. В ней, возможно, кроется сердцевина подхода к театральному дизайну. Декорация в принципе не нужна: театр создается для того, чтобы уничтожить декорацию. Вся моя работа заключается в том, чтобы преодолеть материальность и выйти на совершенно другой духовный уровень: выйти на пустоту.

 

– В трех ваших постановках на русской сцене – операх «Борис Годунов», «Турандот», «Кольцо нибелунга» – обращают на себя внимание постоянно присутствующие символические элементы, связанные с биогенезом. Мне, например, до сих пор непонятны рогатые пупырчатые купола и следы от доисторических раковин на колоннах в «Борисе Годунове». В этой непонятности вы, может быть, тоже видите источник силы?

 

– При работе над «Борисом Годуновым» история, которую я заново прочел, столкнувшись с оперой, потрясла своим ужасом. Читал я и версию об отравлении царя Бориса и его детей. Я не мог поверить, что это есть кусок русской истории. Это происходило вскоре после 11 сентября, когда ко всему прочему стали передавать сообщения о сибирской язве. Все это так или иначе наложилось друг на друга и возникли ассоциативные образы для декораций: паранойя Бориса, с одной стороны, и ощущение, что все вокруг отравлено и неизвестно, откуда ждать опасности, поскольку до чего бы ни дотронулся, всюду яд. И все приходит в движение, вся архитектура на сцене превращается в органические формы, луковицы православных соборов вдруг прорастают какими-то жуткими хвостами – одним словом, полуадское ощущение. Это мир самого Бориса, его совесть, которая превращает мир в этот кошмар.

 

– А где находится источник вашей фантазии?

 

– Я вдохновляюсь множеством вещей – конечно, не то чтобы все время какая-то мистика. Но постепенно как бы погружаешься под воду. Процесс творчества заключается в погружении в глубину, в состояние полусна, полубодрствования. Для меня вдохновляющим началом является архитектура. Процесс дизайна – соединение жара и холода. Дизайн – очень четкое искусство, соединение рациональности и иррациональности.

 

– Вы часто отказываетесь от предложений?

 

– Несколько раз я отказывался от мюзиклов. Все-таки, наверное, надо вырасти в другой культуре, чтобы его чувствовать. Так вышло, что в драматическом театре я давно перестал работать, хотя начинал в нем и сделал там немало.

 

– В чем секрет модности, востребованности вашего творчества?

 

– Я не знаю, что такое модность. Все относительно. Наверно, есть более востребованные люди. Вот Гергиев – такой человек, который непрерывно ищет. Когда я первый раз его встретил, лет десять назад, он был намного более традиционен. Но что-то в нем проснулось, и он меня толкает. Я ему зачем-то нужен.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ольга Соловьева

Субъектам РФ обещают списать долги на 28 миллиардов рублей

0
574
США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

Владимир Скосырев

АСЕАН оказалась не в состоянии помочь стране решить внутренние проблемы

0
521
В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

Геннадий Петров

Трампу испортили радость от победы над демократами напоминанием о сексуальном скандале

0
565
Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Игорь Субботин

МАГАТЭ утратило преемственность данных о состоянии атомной промышленности Исламской Республики

0
714

Другие новости