0
1148
Газета Культура Интернет-версия

27.09.2004 00:00:00

Откроет ли Петербург «Новую драму»

Тэги: петербург, фестиваль, новая драма


В воскресенье в Петербурге завершился фестиваль «Новая драма», организованный совместными усилиями ассоциации «Золотая маска», МХТ имени Чехова и «Театром.doc».

Нынешний фестиваль от двух предыдущих отличался не только местом проведения (сразу же оговоримся: выбор Петербурга тоже не был случаен – именно в Северной столице почему-то особенно решительно отвергают само существование «новой драмы» и, главное, ценность того, что делают, то есть пишут и ставят те, кто полагает иначе). Впервые в этом году отказались от конкурса: ни лучшего спектакля, ни лучшей пьесы по итогам называть не стали.

Не было церемонии открытия: просто с самого утра фестиваль начал интенсивную работу по трем своим программам – российской, международной и специальной. Если первые две представляют собой только-только поставленные спектакли, которые по тем или иным причинам привлекли внимание экспертов-отборщиков, то в третью вошли киноработы и читки новых пьес, семинары и дискуссии. Надо отдать устроителям должное: программа выстроена настолько профессионально, что посмотреть можно практически все спектакли, а «рабочий день» занят с 11 утра и до глубокой ночи. Выезд в Петербург помог и этому – столичным критикам и режиссерам-гостям некуда спешить, все дела остались дома, так что с утра и до вечера в Театре имени Ленсовета истово обсуждалась судьба «новой драмы», противоречия в отношении к ней в Питере и Москве.

Отсутствие конкурса позволило организаторам привезти в Петербург несколько спектаклей и пьес, успевших «засветиться» на «Новой драме». Однако же все отметили, что сама афиша в этот раз оказалась жестче, даже радикальнее, присутствие сорокинского «Свадебного путешествия» (постановка – Эдуарда Боякова и Илзе Рудзите), который сыграли на закрытии и который кое-кто успел назвать примером гламурного и даже буржуазного театра, нисколько не облегчало общей печальной – по составу героев, по языку, по финалу – картины «Новой драмы».

Городу, в котором, по мнению драматурга и режиссера Михаила Угарова, происходит культурная катастрофа (хотя, с другой стороны, те же самые люди то и дело обращались к памяти Александра Володина и к работам когда-то существовавшей компании пишущих пьесы энтузиастов, компании под названием «Домик драматурга»), такой фестиваль, несомненно, пойдет только на пользу: режиссеры получат возможность прямо на месте обнаружить заветную «новую драму», драматурги – «нащупать» «болевые точки» нынешнего стремительно изменяющегося мира, а зрители – увидеть (или не увидеть) проблески нового театрального языка.

Любопытно, что и те, кого принято называть любителями, отнеслись к фестивалю с большим любопытством: залы всех спектаклей были полны «под завязку», стулья ставили в проходах, да по несколько человек оставались стоять в дверях.

Пессимистические прогнозы были посрамлены уже в первые дни. Публика заполнила огромный зал Театра имени Ленсовета на спектакле (уже второй сезон идущем) Владимира Петрова «Кровать для троих» по Милораду Павичу и буквально ломилась на проект Виктора Рыжакова в «Театре.dос» по пьесе Ивана Вырыпаева «Кислород», который, кстати, был представлен в Петербурге уже не в первый раз. «Новую драму» часто упрекают в бескультурье – как в прямом (за использование жаргона и ненормативной лексики), так и в переносном смысле (за отсутствие культурных корней). Но в данном случае оба спектакля мощно «замешены» на библейских вопросах и цитатах.

Драма Павича о любовном треугольнике – Адам, Ева и праженщина Лилит – решена Владимиром Петровым традиционными художественными средствами. В этом случае интерес широкой публики привлечен скорее названием и сюжетом, в обыденном сознании просто фривольными, а не оригинальной интерпретацией библейских истин, хотя и умение режиссера «разговаривать» на языке, доступном самому широкому зрителю и, вместе с тем, далеком от пошлости, – ни у кого не вызывает сомнения.

Вырыпаевский же «Кислород» в «Театре.doc», уже получивший признание в профессиональной среде, это как раз уникальное «попадание» в действительно «новую драму». Виктор Рыжаков выбирал молодежный сленг: десять заповедей изложены в стиле диджейского сета в стиле рэп. Двое актеров – мужчина и женщина, что уже само по себе очень по-библейски, разговаривают столь «беглым» речитативом, что, даже вслушиваясь в него, не всегда можешь уловить слова. И это очень точный по смыслу прием: кто сейчас будет разбираться в этих заповедях? Слова уже давно перестали что-либо значить. Киотский протокол становится важнее Моисеевых заповедей. В данном случае «Театр.doc» говорит об очень сложных реальных проблемах на театральном сленге. Можно назвать это театром-газетой: прочел, понял проблему, уловил контекст и┘

Такой документальный театр действительно способен реально влиять на общественное сознание, каким-то образом изменять его и даже формировать какие-то новые основы мировоззрения. Вопрос: какие и для чего?

Спектакли, привезенные из Екатеринбурга и Москвы, позволяют, например, судить о появлении нового поколения актеров, которым «новая драма» диктует свои новые умения: Ольга Лапшина – лауреат первого фестиваля, Артем Смола, Владимир Панков – актер Николая Коляды, наверное, с успехом могли бы выступать и в мюзикле, который в те же годы развивался параллельно «новой драме». Но они, конечно, острее и, да простят нам поклонники другого театра, умнее своих «мюзикальных» коллег.

Один из лучших фестивальных спектаклей, «Потрясенная Татьяна» по коротким пьесам-скетчам Лаши Бугадзе (постановка Михаила Угарова), рассказывает о том, о чем молчат газеты и в чем газетчикам разбираться, конечно же, недосуг. Это смешные истории о кризисе мужского начала в грузинском обществе, об иссякновении духа воина из тех, кого всегда было принято рисовать в военной форме и т.п. Была бы наша воля, этот спектакль мы бы предложили прокатить с гастрольным туром по военным базам и заставам на границе России и Грузии. Чтобы российские солдаты увидели, чтобы грузинские посмотрели. Что-то бы да поняли. И от «новой драмы» – ощутимая польза, чтобы не было больше споров о том, нужна она или нет.

Санкт-Петербург–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1617
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
793
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4052
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3147

Другие новости