0
718
Газета Культура Интернет-версия

08.06.2006 00:00:00

Творцы и функционеры

Тэги: оркестры, фестиваль


оркестры, фестиваль Зубин Мета пожертвовал ради выступления в Москве единственным выходным.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

Похоже, власть предержащие всерьез взялись за пропаганду по сути главного государственного праздника – Дня России (пережитки социализма вроде Дня народного единства или весны и труда не в счет). Праздник отмечается уже шестнадцатый год, а отношение к нему в народе складывается как к лишнему деньку, когда можно покопаться в огороде, съездить с удочками на рыбалку или, на худой конец, поваляться на диване. Трудно себе представить, что в какой-то среднестатистической семье (да и в любой другой) в этот день собираются за праздничным столом, поднимают бокалы и вспоминают, как столько-то лет назад ходили на избирательный участок и голосовали за свободную и независимую Россию (в лице Бориса Ельцина, разумеется). Последний (в качестве благодарности и повышения народной любви, вероятно) и учинил День независимости России, из которого по непонятным причинам с течением лет выпало второе слово.

В этом году инициативу Федерального агентства по культуре и кинематографии о проведении грандиозного фестиваля оркестров мира поддержал сам президент, благодаря чему, вероятно, мероприятие, о котором общественность узнала всего лишь за месяц до начала (а готовилось оно всего лишь за полгода), и состоялось.

Открывали фестиваль Израильский филармонический оркестр и Симфонический оркестр Тосканини, представляющие собой образцы самого солидного («оркестр еврейского народа», как называют коллектив на родине, отмечает в этом году семидесятилетие) и самого юного (оркестр из Пармы – родного города Тосканини – был создан уже в третьем тысячелетии) коллектива. Обоими руководят на сегодняшний день дирижеры, входящие в немногочисленную когорту лучших в мире – Зубин Мета и Лорин Маазель. Первый уже более сорока лет тесно связан с Израильским филармоническим оркестром (узы настолько крепки, что статус художественного руководителя неофициально закреплен за Метой пожизненно), более двадцати лет дирижер стоит во главе самого известного итальянского фестиваля («Флорентийский музыкальный май»), а контракт Меты с Баварской оперой заканчивается этим летом и не будет продлен по желанию самого маэстро. Так что Мета являет собой тип хваткого дельца и функционера, что, к сожалению, сказывается и на музыке. По крайней мере, если судить о московском выступлении израильского оркестра.

Что сподвигло дирижера, рабочий план которого утвержден на годы вперед, в свой единственный выходной в Мюнхене приехать в Москву, гадать не приходится. Вариант здесь может быть один – очень хороший гонорар. Можно сказать, что музыканты его отработали. Внешне все благополучно: слаженный оркестр, прекрасные инструменталисты (большей частью, разумеется, наши соотечественники), неоднократно обыгранная программа. Есть одно но – нет вдохновения. А когда последнее отсутствует, нет и радости от общения с музыкой. И третья «Леонора» без должной бетховенской героики, и проделки Тиля Уленшпигеля (одноименное сочинение Рихарда Штрауса) не такие озорные и веселые, и даже мечтания и страсти в «Фантастической симфонии» Берлиоза словно не наркотические видения, а формальное перечисление фактов. Повторюсь, при всем видимом благополучии движения линий, баланса фактурных пластов, звучания каждой группы в отдельности и ансамбля в целом.

Фигура Лорина Маазеля (ныне возглавляет Нью-Йоркский филармонический оркестр, концертирует как скрипач и пишет оперы), напротив, являет собой тип творца. Невооруженным взглядом видно, что оркестр и дирижер получают колоссальное удовольствие от совместной работы. И слушатели соответственно тоже. Особенно впечатлил всех первый вечер, когда итальянский оркестр просто сразил блестяще исполненными сочинениями Верди, Россини и Бизе, а также «Шехеразадой» Римского-Корсакова. В последней, правда, не хватило ни «русского духа», ни восточного аромата: словно это не сказочная сюита, а драма с кровавой развязкой. С нетерпением ожидаемый второй концерт Симфонического оркестра Тосканини, к сожалению, добавил каплю (не ложку) дегтя в бочку с медом. Старая добрая классика, коей в программе служила Третья симфония Бетховена, стала лакмусовой бумажкой, выявила все недостатки коммерческого коллектива, который собирается только «под проекты». Мало оркестровых репетиций, практическое отсутствие групповых плюс недостаточно точный жест дирижера (Маазель дирижирует очень скупо) – и, как следствие, оркестр расходится. Хотя, к чести музыкантов, одно из самых сложных мест в финале, когда одновременно звучат три темы, в звуковое месиво (как это часто бывает) не превратилось. Оркестр Тосканини необходимо пригласить как раз на День народного единства – музыканты (большей частью очень молодые) поздравляют друг друга после концерта, прямо на сцене: концертмейстеры обнимают «рядовых», струнники – духовиков и так далее. Наблюдать это удивительно и очень трогательно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Шаг к медиауспеху

Шаг к медиауспеху

Виталий Барсуков

Начинающие журналисты и блогеры прошли образовательный интенсив проекта «Другое Дело» и агентства «Россия сегодня»

0
252
Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Олег Никифоров

Почему в преддверии земельных выборов в Бранденбурге телеканалы наращивают атаки на правопопулистскую оппозицию

0
1411
Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Михаил Сергеев

После бюджетного финансирования учителя вынуждены налаживать связь самостоятельно

0
1306
Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Анастасия Башкатова

Российские потребители по умолчанию пессимистичны

0
1206

Другие новости