0
702
Газета Культура Интернет-версия

22.06.2006 00:00:00

«Новая драма» помогает пенсионерам

Тэги: новосибирск, театр, mutter, премьера


Новосибирский театр «Глобус» дал Москве нынешнего гендиректора «Золотой маски» Марину Ревякину, а пока она возглавляла «Глобус», там работали Валерий Фокин, Борис Морозов, Фильштинский, Галибин. Но и после ее ухода театр остается одним из главных поставщиков качественной и, что важно, неординарной театральной продукции. Под занавес нынешнего сезона московский режиссер Елена Невежина поставила в «Глобусе» пьесу Вячеслава Дурненкова «Mutter».

Эта история – о стариках, доживающих свой век в богадельне. Несколько неожиданный выбор для одного из видных представителей «новой драмы», хотя сам Вячеслав Дурненков сказал однажды, что старики и дети – его тема. Героев четверо, двое мужчин и две женщины, старики – не очень старые, старухи – тоже еще ничего. Напротив: стареющие мужчины всячески подчеркивают свое мужество, пользуясь случаем, проявляют галантность и прочие знаки мужского внимания. Такая пьеса, как всегда, хороший повод дать роли заслуженным и народным, которые без труда сумеют выжать слезу даже из самых скупых глаз. Особенно, конечно, если в финале кто-то из героев уходит в мир иной (именно так заканчивается «Mutter»). Впрочем, пьеса Дурненкова несколько отличается от уже известных публике историй вроде «Квартета» Когоута или «Соло для часов с боем» Заградника. Пусть не смутит читателя немецкое слово в названии – герои «Mutter» живут в России, в наши дни, а главное – они не просто пенсионеры, они еще немного пришельцы из космоса. Или – что-то в этом роде, во всяком случае, прежде чем расстаться со своей подругой, герои пьесы выходят в какую-то пока неведомую большинству землян космическую «сеть» и делятся с нами кое-какой информацией. И смерть – уже не смерть, а просто возвращение на, как писали прежде, заданную орбиту.

Роли стариков, как и положено, Невежина распределила среди лучших актеров труппы «Глобуса» («их» заслуженные – все равно что «наши» народные) плюс сама еще ввела в спектакль двух бессловесных героев, которые являются на сцену, как только «Rammstein» начинает в очередной раз орать что есть мочи: «Мама! О, дай мне силы! Мама! Мама! Так дай мне силы!!!», но, естественно, по-немецки: «Mutter... Mutter! Mutter? Muuuuuuutteeeeeeeeeeeeeeeeer!!!» Две девочки «родились» из рассказа одной из «престарелых» про давно умершего сына, про то, как однажды сказал ей, что смерть похожа не на скелет, «смерть – это девочки две, близнецы в школьной форме, ходят, за руки держатся». Две девочки-школьницы, в белых фартучках, с обведенными темными кругами глазами, этакий домашний образ смерти «в коротких штанишках», на негнущихся ногах, точно куклы, они проходят через всю сцену и – без слов – покидают ее. Типа – memento more┘ А кассеты с «Рамштайном» и прочим «тяжелым рэпом с матом» приносит в богадельню сын другой героини, бывшей уборщицы (Людмила Трошина), судя по короткому его появлению, – бандит и негодяй, член организованной преступной группы. Пока живой, но, судя по короткому обмену репликами (мать забавно «сканирует» криминальный сыновний жаргон), жизнь его висит на волоске.

Впрочем, этот сюжет так и остается на обочине, на первом плане – визит потенциальных спонсоров и необходимость приготовить к их приезду номер художественной самодеятельности. Седьмая палата, по словам бывшего юриста Кузьмина (Юрий Соломеин), разучивает злободневные куплеты: «Английский ящур переполз границу, кто любит Родину – не ешьте пиццу». А тут товарищ, Прищепа (Александр Варравин) вытащил из закромов пьесу собственного сочинения под названием «Бельгийский часовой», какую-то белиберду с алхимиком, проституткой, часовым и ангелом┘

Впрочем, пенсионеры находят в этом сочинении и оригинальность, и обаяние. Но главное – смысл.

И тут выясняется, что манеры традиционного психологического театра, усвоенные занятыми в спектакле актерами, как говорится, с младых ногтей, вовсе не противопоказаны «новой драме» (во всяком случае, такой, как у Дурненкова). Смещение пространства, которое происходит ближе к финалу, его внезапное искривление с прониканием в спектакль космической радиации, а за ним – как следствие – и преображение бесполезных стариков в осененных космическим знанием пришельцев, дается им без видимых усилий. Легко. И в этом превращении – прежде невидимый смысл их земного существования, очевидная польза их «прозябания».

Смысл – пожалуй, главное, ради чего трудится Невежина. Банально: смысл жизни, – конечно, в пьесе про стариков без этого нельзя. Но очень важен еще смысл игры, который режиссер ищет и находит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
929
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1120
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
882
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1060

Другие новости