Кадр из фильма «Сенсация». Вуди Аллен – манхэттенский невротик.
Фото предоставлено компанией «Централпартнершип»
Возьмись за этот сюжет не Вуди Аллен, а кто-нибудь с фантазией победнее, получился бы банальненький детектив, где главный негодяй разоблачен и получает по заслугам, героиня разочаровывается в любви, а добрый герой гибнет. Мистические вкрапления, удерживающие каркас сюжета, критики дружно бы назвали беспомощными выдумками.
Собственно сюжет вы прочитали. Если чуть поподробнее, то: знаменитый репортер безвременно отправляется на тот свет, где узнает, что известный светский лев, богатей Питер Лайман, и есть тот самый серийный убийца, которого безуспешно ищут несколько лет. Ненадолго материализуясь на этом свете, репортер делится сенсацией с журналисткой Сондрой (Скарлетт Йоханссон), объяснив девушке, что это тянет на настоящую сенсацию. Сондра, взяв в напарники фокусника-неудачника Сидни Чудини (Вуди Аллен), берется за расследование. Вместе они плетут сети вокруг потенциального маньяка Питера (Хью Джекман), только Сондру угораздило по уши втрескаться в объект своих подозрений, и подозрения начинают угасать обратно пропорционально страсти.
Вуди Аллен ничего не боится. После тонких и грустных пародий на все и вся, после печально-философско-безысходного «Матч пойнт», напичканного Достоевским и Драйзером, Аллен охотно ввинчивается в стихию отнюдь не интеллектуального, а просто смешного кино. Привычный манхэттенский невротик здесь превращается в такого же невротика, только с признаками неудачливой старости. В пару он взял аппетитную Йоханссон, сколотив изумительный дуэт двух доверчивых недотеп – старого и малого. Неуклюжая, немного нелепая, в круглых очечках и с косолапой походкой героиня Йоханссон – словно зеркальное отражение своего напарника – суетливого неудачника, брошенного женой и счастливого лишь тогда, когда день проходит без изжоги. Аллен вроде бы сохранил все черты своих предыдущих героев – интеллект, нерв, фрейдовские заморочки. Однако всему этому он придал такое легкое дыхание, такую невыносимую легкость бытия, так изящно он отказался от горечи и сарказма, так решительно подарил своей юной партнерше право солировать в дуэте, что даже нелепая гибель его персонажа (герои-американцы так и не поняли, почему в Англии все ездят по встречной полосе) звучит в фильме легким выдохом. В фильме «Разбирая Гарри» один из персонажей говорит Гарри, герою Аллена: «Вся твоя жизнь – это нигилизм, цинизм, сарказм, оргазм». Большинству фильмов Аллена и героям, им сыгранным, были присущи по крайней мере три компонента. С четвертым были проблемы. В «Сенсации» похожих проблем нет вовсе. Это просто умное и смешное кино, хотя, конечно, для Аллена, привыкшего пародировать все и вся, удержаться от пародии – все равно что изменить самому себе. Он и не удерживается – классический боевик как жанр то и дело препарируется им с доброжелательностью старого патологоанатома, не ожидающего увидеть ничего нового в закромах человеческого организма.
Конечно, Скарлетт Йоханссон несказанно повезло. До этого было уже двенадцать (!) ролей, после этого – еще восемь, пока Вуди Аллен не сделал ее своей музой, сняв в драматической роли в «Матч пойнт», а в «Сенсации» обнаружив в ней комедийный талант. Если бы не Аллен, так и пришлось бы ей тиражировать имидж полногрудого персика.
«Если мой фильм сделает хоть одного человека несчастным, я буду считать, что мой труд не напрасен», – сказал как-то Вуди Аллен. В таком случае есть опасность, что труд над «Сенсацией» пропал втуне.