0
927
Газета Культура Интернет-версия

23.11.2006 00:00:00

Шоу на Ниагаре

Тэги: шоу, фестиваль, театр, ниагара


В понедельник неподалеку от знаменитого Ниагарского водопада, в маленьком городке под названием Ниагара-он-ве-Лейк, закончился фестиваль Бернарда Шоу. Он проходит каждый год, с апреля по ноябрь, а в этом году был юбилейный – посвященный 150-летию со дня рождения Шоу.

Это ежегодное театральное предприятие наложило отпечаток на жизнь всего городка: на главной улице стоит памятник Шоу, рядом – ресторан имени великого писателя-пацифиста, портреты драматурга украшают витрины, меховой магазин – и тот носит имя Шоу. «Почему?» – спрашиваем у владельцев-греков. – «Шоу здесь любят, так к нам скорее зайдут».

Фестивальный театр, к слову, предпочитает, чтобы о нем говорили как о единственном в Канаде репертуарном театре. В американизированном варианте выглядит это так: с апреля по ноябрь театр играет репертуар, который разучивают с декабря по март. Да, в конце ноября театр закрывается, так как в Онтарио, по словам одного из руководителей театра, люди активны и готовы выходить из дома с апреля по ноябрь. В Онтарио зима и театр – это антонимы. Короче говоря, зимой в театре в поте лица репетируют. Программа следующего года уже известна: «Святая Иоанна» Шоу, «Отель Пикадилло» Жоржа Фейдо, «Круг» Сомерсета Моэма, «Лето и дым» Уильямса, «Месяц в деревне» Брайана Фрила по одноименной пьесе Тургенева. С 11 ноября можно покупать билеты.

В этом году, помимо «очевидной» пьесы Шоу «Оружие и человек», в фестивальной афише значились «Салемские колдуньи» Артура Миллера, «Росмерсхольм» Ибсена, два чеховских водевиля, «Медведь» и «Предложение», объединенные в одном спектакле.

На «Оружии и человеке» зал под завязку был заполнен пенсионерами и школьниками, приехавшими из соседних штатов Канады и не менее соседних – США.

Странный репертуарный ряд фестиваля, который носит имя Бернарда Шоу, объясняется так: по замыслу худрука Джеки Максвелл, из десяти фестивальных спектаклей два должны быть по пьесам Шоу. Остальные – или современники Шоу, или это пьесы, в которых описывается рубеж ХIX–XX вв. Затем начинается трудная работа по распределению ролей: все спектакли репетируются одновременно и нельзя допустить накладок. Работа, хорошо знакомая нашим завтруппам – в МХТ имени Чехова, к примеру, или РАМТе, актеры которых плотно заняты не только в репертуаре, но еще в десятке телесериалов или антреприз.

«Шоу – очень политический автор, а у вас «Оружие и человек» играется уж больно отвлеченно┘» – говорю я одной из помощниц худрука. – «Ну, почему же, мы помним об этом. Миллер писал своих «Салемских колдуний», имея в виду маккартизм и тогдашнюю охоту на ведьм, а сейчас в США Буш фактически возвращается к тем временам, говоря своим гражданам: вы или с нами или – против нас. Шоу пишет о том же».

Самое, пожалуй, любопытное заключается в предварительной работе фестиваля со своей публикой: в школы и университеты загодя высылаются афиши, и учителя изучают на уроках пьесы и «сопутствующие материалы». Как рассказала одна учительница, класс, собираясь на спектакль, весь год изучал Шоу. В итоге особым спросом билеты пользуются у студентов, изучающих право и историю гражданского общества.

«То есть театр – как университет?» – спрашиваю я. – «Отчасти, да. Ведь наш театр – единственный, который специализируется на очень коротком отрезке истории, который мы называем началом современного мира. И к нам приходят не только за интерпретациями Шоу, но также ждут, как мы прочитаем Чехова, Ибсена».

Занятно, что идея фестиваля родилась у местного адвоката и драматурга-любителя Брайана Дороти. Он любил Шоу и ему показалось, что город вполне подходит для фестиваля, посвященного его любимому драматургу. Вложил свои деньги и одновременно нашел людей, готовых пожертвовать на доброе дело кровные доллары. В результате фестиваль на 80% живет за счет продажи билетов, еще 11 % – частные пожертвования, недостающее добавляет госбюджет. В начале 70-х для фестиваля построили специальный театр.

Избалованному русской театральной школой игра канадских актеров может показаться несколько поверхностной, старомодной – в стиле, вероятно, близком эпохе Шоу, но для канадской и американской публики, которая заполняет зал, это – высокопрофессиональный театр, после которого, как сказал один из зрителей, невыносима игра любителей. Впрочем, это не означает, что здесь не заинтересованы в профессиональном росте. Однажды в Ниагаре-он-ве-Лейк работал петербургский художник Эдуард Кочергин, на будущий год пригласили из Кракова Тадеуша Бродецки.

Перед тем как попрощаться, задаю последний вопрос: «Как же вам удается собирать полные залы с апреля по ноябрь?» – «Трудно сказать. Рекламный бюджет у нас скромный. Главное – сарафанное радио, кто-то посмотрел – рассказал товарищу. Так и набирается – из Онтарио, Пенсильвании, из штата Нью-Йорк┘ Если вы про нас напишете хорошо, – в следующем году приедет кто-нибудь из России».

Торонто–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
535
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2078
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2496
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2084

Другие новости