0
773
Газета Культура Интернет-версия

27.11.2006 00:00:00

Куда ж несешься ты, Беларусь?!

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - заведующий отделом культуры "НГ".

Тэги: чичиков, белоруссия, спектакль


После миланского Пикколо и гамбургского театра «Талия», Международный фестиваль театров стран Европы решил наконец познакомить московскую публику с достижениями ближайших наших соседей: последними гостями фестиваля, посвященного 250-летию русского государственного театра, стали коллективы из Минска и Киева. Киевляне везут в Москву фирменную свою продукцию – то, что когда с иронией, а когда и с уважением зовется искусством «музычно-драматичным». А вот минский Национальный академический театр имени Янки Купалы по-настоящему удивил. Дело не только и не столько в том, что спектакль оказался хорошим (о нем непременно надо сказать хотя бы несколько слов), минский «Чичиков» поколебал некоторые весьма устойчивые наши представления о нынешней белорусской жизни.

Все знают, что в Белоруссии жесткой рукою правит Александр Григорьевич Лукашенко, критику зажимает, а если кто отваживается иметь свое мнение, его тут же страшно избивают и судят. Народ театральный знает также и то, что в Минске нет места свободолюбивому творчеству, о чем некоторое время тому назад поведал нам «репрессированный» драматург Андрей Курейчик.

«Чичиков» – это мистическая комедия по мотивам поэмы Гоголя «Мертвые души», сочиненная как раз Андреем Курейчиком. О чем написано и на афише, и в программках белорусского Национального академического театра. Поставил спектакль худрук Владимир Раевский.

О чем его спектакль? О том, о чем написано у Гоголя, – как грустна, господа, наша Россия (читай в данном случае – Белоруссия), где мелкий пройдоха на фоне прочих упырей да кровопийц становится героем скорее положительным, чем отрицательным.

Никакой особенной, «нагоняемой» из всех углов и концов мистики в спектакле Раевского нет. Пустая сцена, в глубине которой – два креста на родительских могилах Павла Ивановича Чичикова, большое, искривляющее пространство зеркало, поднимаясь над сценой, отражает происходящее в перевернутом виде. Вот и все. За все прочее отвечают актеры. Некоторые играют живописно, масляными красками по холсту, любовно выписывая детали,– как, например, народный артист СССР Геннадий Овсянников в роли Собакевича или Андрей Ковальчук – Ноздрев. Играют замечательно. Но есть и более тонкая работа, скажем, Августа Милованова в роли Плюшкина, который, следуя Гоголю, отходит в сторону от «закрепленного» за Плюшкиным амплуа образа-маски. Он не мелок и не отвратителен в своей неопрятности (да и неопрятности в нем особой нет), в его истории важней становится не то, что мух он и всякую мошку из наливочки повыковырял, а то, что родных всех схоронил, а другие ушли от него, и от того потерял он опору в мире. Такой выходит Плюшкин, что более сострадания достоин, а не презрения. Совсем другая – не каноническая – история.

Но вернемся к идеям. Чичиков (Олег Гарбуз) в спектакле Раевского – фигура если не положительная, то безусловно вызывающая расположение (а то и уважение). Он обаятелен, но обаяние это не сладкое, не светского фата или дамского угодника, в нем обаяние человека дела и в деле своем знающего толк. Он знает, что в мире правды нет, что, как верно замечает Собакевич, один только приличный человек во всем городе – прокурор, да и тот, если хорошенько присмотреться, – свинья. Все свиньи, и в этом обществе главное – не оказаться первой свиньею. И даже среди них можно жить не по-свински┘ Такая вот несложная, но, в общем, всегда злободневная мысль.

Не думаю, что в Минске эта мысль пришлась по душе тем «помещикам», кто мог разглядеть в этой новой работе намек на свое прокурорское или же губернаторское положение. Но, судя по тому, что спектакль безболезненно играют год с лишним, не все так плохо в сегодняшней Белоруссии. Значит, есть умные люди, которые понимают, что такие «свистки» просто необходимы и пусть лучше обо всем этом говорят со сцены Чичиков с Раевским (он читает в спектакле текст от автора, в том числе финальный, обличительный), чем на площадях – лидеры оппозиции с возбужденным электоратом. История, конечно, знает случаи, когда спектакли выводили людей на площадь, но эти времена, кажется, безвозвратно ушли.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
599
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2236
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2707
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2259

Другие новости