0
1013
Газета Культура Интернет-версия

19.12.2006 00:00:00

Дом с привидениями

Тэги: гамлет, шостакович, театр


гамлет, шостакович, театр Офелия (Татьяна Морозова) даже рядом с Гамлетом (Николай Лазарев) кажется единственным живым существом в этом спектакле.
Фото Михаила Гутермана

«Гамлета» в Академическом театре Российской армии поставили к 100-летию со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Говорят, что на самом первом спектакле живьем играл Центральный военный оркестр Министерства обороны РФ (дирижер – подполковник Николай Соколов), сейчас музыка Шостаковича звучит в записи. Зато актеры, кажется, впервые после двух или трех последних премьер играют без помощи микрофонов и без особых затруднений справляются с «футбольным» пространством армейской сцены. Слышно всех.

Музыка Шостаковича – лишенная каких бы то ни было формальных экспериментов, то есть без какого бы то ни было намека на сумбур, предполагает симфонический масштаб и размах и, к слову, очень органично вошла в фильм Григория Козинцева. В ней – и варварская мощь, и эхо длинных пустынных галерей старинного и мрачного дворца, пока еще больше похожего на замок или крепость, и не менее мрачная поступь призраков, среди которых Тень отца Гамлета – одна из многих, наверняка не единственная. Музыка тяжелых предзнаменований, которым – всем – суждено сбыться.

Морозов, конечно, сильно рисковал, обращаясь к музыке, в культурной памяти «связанной» с экранизацией Козинцева, а значит, с Гамлетом–Смоктуновским (хотя только часть использованной в спектакле музыки относится к кино-«Гамлету» Шостаковича). Надо было весь спектакль настраивать и настаивать на этой музыке, чтобы он соответствовал масштабу Шостаковича, который в определенном смысле даже сильнее и жестче Шекспира: в конце концов Шекспира можно трактовать так и эдак, а музыка Шостаковича – сама по себе интерпретация, в ней – готовая концепция, которую игнорировать нельзя.

«Гамлет» Шостаковича, к слову, очень естественно «озаряет» собою необъятные просторы Театра армии: люди – винтики трагедии, а про музыку можно сказать примерно то же, что было сказано когда-то про его немецкого собрата, – так судьба стучится в дверь. И как бы и кто бы ей ни пытался противостоять или противоречить, она выломает эту и все другие двери, деревянные или металлические, нынешние или самые что ни на есть крепкие ворота средневекового замка. Впрочем, Морозов не играет с современностью, не примеряет шекспировским героям костюмы нашего времени, хотя и костюмы, и сценография Михаила Курилко-Рюмина – некая плетенка, увеличенная, увиденная под микроскопом ткань грубой вязки – лишь обозначают какую-то давнюю эпоху. Прошедшее время. Впервые за многие годы Морозов проявляет недюжинные возможности сцены Театра армии: квадраты поднимаются и опускаются с какою-то грузной – старинной – неспешностью, образуя ступенчатые коридоры, тронный зал, могилу Офелии┘

Пожалуй, главное, очень существенное, хотя, быть может, единственное открытие Морозова касается как раз жизни в замке: Призрак отца Гамлета (Левон Кукулян) – единственный говорящий призрак в этой трагедии. На самом деле их больше, они везде, на каждом шагу, призраками населен весь этот замок, потому за колоннами – когда Гамлет (Николай Лазарев) встречается с Офелией (Татьяна Морозова) – стоит, не таясь, целая толпа для них обоих невидимых придворных. Остальная история трактуется в спектакле как история семейная, в которой не очень важно, любит ли Клавдий (Андрей Новиков) Гертруду (Алиса Богарт), а та, в свою очередь, – сына и Гамлета-отца. Где персонажи второстепенные – вроде Первого актера (Александр Чутко) или Первого же могильщика (Юрий Комиссаров) – выходят понятнее и даже объемней, чем первостепенный Гамлет, чрезвычайно решительный в своих устремлениях, но начисто лишенный обаяния, хоть положительного, хоть отрицательного. Среди главных героев живой, человеческий отклик вызывает одна Офелия, игра которой выстроена подробно, с нужными и запоминающимися мелочами (не знаю, правда, обрадует ли это замечание или, напротив, расстроит постановщика).

Вероятно, режиссер хотел сказать, что время Гамлетов осталось в прошлом или, может, маячит в будущем, а нынешним «гамлетам» эта роль не по плечу. Может быть. Этого Гамлета музыка Шостаковича вдавливает в планшет сцены, можно даже сказать, раздавливает его.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
599
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2236
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2707
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2260

Другие новости