0
860
Газета Культура Интернет-версия

11.01.2007 00:00:00

Ла Скала приласкала Берлускони

Тэги: мольер, простодушный, берлускони, карсен


«Простодушный» еще только готовится к постановке на сцене миланского театра Ла Скала, но уже вызвал целый шквал полемики, несмотря на то что дирекция театра буквально молит о том, чтобы ее избежать. В то время как пресс-секретарь театра Карло Мария Челла сообщил о том, что «театр намерен просить Роберта Карсена удалить из спектакля сатирическую часть», а директор Ла Скала Стефан Лисснер без обиняков заявил, что «спектакль не будет поставлен на сцене театра, поскольку идет вразрез с его художественной линией», сам режиссер утверждает, что с ним никто не говорил по поводу спорного спектакля. Более того, согласно режиссеру, сам господин Лисснер присутствовал на «прогоне» спектакля в Париже и не скупился на комплименты. Что же послужило причиной столь яростных нападок на автора постановки? Виной всему сцена, в которой ряд сильных мира сего, а именно Блэр, Путин, Буш, Берлускони и Ширак, в одних спортивных трусах и галстуках национальных цветов своих стран, изрядно навеселе, лихо отплясывают на надувных матрасах, едва держащихся на поверхности донельзя загрязненного моря. Намек предельно ясен – прошедший саммит «большой восьмерки», в повестке дня которого стоял пункт о борьбе с загрязнением окружающей среды. Правая итальянская печать обрушилась с нападками как на «французское культуртрегерство, превзошедшее самые эксцентричные итальянские образцы», балаган, в котором самые влиятельные главы государств выставлены в роли шутов, и шоу для дефективных, поставленное в Париже и протащенное с черного хода в Милан. Особое негодование у итальянских правых, однако, вызвал тот факт, что в этом «неслыханном издевательстве» на сцене Италию представляет не кто иной, как Сильвио Берлускони. Дело в том, что все остальные главы государств – политики действующие, власть предержащие, в то время как Сильвио Берлускони – премьер отставной. Иными словами, будь на месте Берлускони в спектакле нынешний левоцентристский премьер профессор Романо Проди, и все было бы хорошо, возможно, даже, что правая печать похвалила бы спектакль, а так получается пощечина общественному вкусу, да и только!

Сам режиссер начисто отметает критику правых, разъясняя, что речь идет о сатире, а это чистый театр, и ничего больше. По мнению Карсена, театр эфемерен по определению, равно как и политика. В политике все переменчиво, а посему 20 июня 2007 года, дата премьеры в Милане, Ширак и Блэр уже удалятся от дел, а в 2008 году, когда режиссер намеревается привезти свою новаторскую постановку в Лондон, уйдет в отставку и Путин. Тогда-то и будет идеальный момент и подлинный звездный час «Простодушного». Пока же из 5 политических лидеров, представленных на сцене, именно Сильвио Берлускони является наиболее подходящей фигурой для исполнения отведенной ему роли в силу того, что как политик он вышел в тираж.

В романе Вольтера герой встречается в кафе с шестью (а не с пятью, как в спектакле) бывшими королями, потерявшими свои королевства.

Режиссер перенес действие романа в наше время, предоставив возможность зрителю взглянуть на животрепещущие проблемы современности, такие, как экология и война, сквозь призму голубого экрана (спектакль идет в обрамлении гигантского телеэкрана), что, по замыслу режиссера, должно символизировать всесилие телевидения в эпоху глобализации. Роберт Карсен отнюдь не скрывает того факта, что актуальность спектакля выражается также в ссылке на бесполезные международные саммиты, равно как и то, что, по его мнению, «Простодушный» представляет собой политическую, социальную и интеллектуальную сатиру, а задача режиссера заключается в том, чтобы дать публике ключ к пониманию связи с современностью. По словам режиссера, он ничего не менял в музыкальной композиции спектакля, внеся лишь незначительные поправки в текст, одобренные Фондом Бернстайна, которому принадлежат авторские права.

Полемика полемикой, а что же сам Берлускони? Оказавшись вопреки желанию в центре полемики, он хранит молчание. Однако итальянская газета «Мессаджеро» напоминает, что в бытность премьер-министром в 2002 году он однозначно высказался по поводу цензуры спектакля «Лягушки» Аристофана, поставленного в Сиракузе режиссером Лукой Ронкони. Тогда также разразился скандал, поскольку на сцене были выставлены портреты некоторых министров правительства Берлускони, а также видных политиков находившейся тогда у власти правоцентристской коалиции. В тот период Берлускони заявил: «Нельзя душить сатиру, поскольку она является выражением демократии, в которой мы живем». Значит, можно интерпретировать молчание заинтересованного лица как знак согласия в пользу постановки.

Рим


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
763
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
894
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
445
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
305

Другие новости