0
812
Газета Культура Интернет-версия

02.03.2007 00:00:00

Не халявщики, а партнеры

Тэги: боярсков, толстой, приватизация, памятники


В Третьяковской галерее прошла конференция со сложным названием – «Применение механизмов государственно-частного партнерства в области культуры». Помимо Минкульта в организации и в самой конференции приняли участие представители Министерства экономического развития и торговли РФ, что косвенно свидетельствует: еще немного, и можно будет покупать. Осталось только ценнички расставить.

Замминистра экономического развития и торговли рассказал о том, как могут использоваться механизмы государственно-частного партнерства в сфере культуры, и даже привел примеры применения таких схем, правда, в других странах мира. А Борис Боярсков, руководитель Росохранкультуры, выразил опасения по поводу передачи культурных ценностей в управление негосударственным организациям, признав при этом, что без такого партнерства сегодня не обойтись. То есть задача состоит в обеспечении соответствующего уровня контроля за тем, что там творится внутри памятника, в усадьбе или особняке.

Все дело в том, что с 1 января 2008 года может начаться приватизация объектов культурного наследия в России: «С 1 января 2008 года вступит в силу часть положений закона 258, в том числе открывающих возможность приватизации объектов культурного наследия», – заявил некоторое время тому назад глава Росохранкультуры Борис Боярсков. Принятый 29 декабря 2006 года закон 258 вносит изменения в закон 73, которые, в частности, отменяют мораторий на приватизацию памятников федерального значения, наложенный в 2002 году. Это означает, что Росохранкультуре в срочном порядке надо составить реестр памятников культуры всенародного значения, которые ни при каких обстоятельствах не будут переданы в частные руки. В этот перечень, по оценкам экспертов, смогут войти от 5 до 9 тысяч памятников. Соответственно все остальное – усадьбы, домовые церкви, часовни – объекты, которые и строились когда-то «для личного пользования», могут найти новых хозяев. О возвращении к старым в России, где о такого рода реституции всерьез никто не говорит, и сегодня речи нет.

Однако же приватизация, как говорилось на нынешней конференции, – радикальная форма изменения судьбы памятника. Еще, к слову, и потому, что для многих в России сама мысль о приватизации памятников звучит кощунственно, а переход в этой области от слов к делу равны Октябрьской революции или, наоборот, Корниловскому мятежу. Так что в Лаврушинском переулке подробнее обсуждалась более мягкая форма разделения ответственности – государственно-частное партнерство. Это когда памятник остается в государственной собственности, но частный бизнес вкладывает деньги в реконструкцию и инфраструктуру культурного объекта и за это может получать прибыль от управления памятником. Такая новая форма государственно-частного партнерства будет называться сдачей в концессию. При этом, утверждали выступавшие, подобная форма партнерства не грозит памятнику культуры превращением в своего рода офшорную зону.

Но закон о концессии пока находится в противоречии с положением об инвестиционных фондах. А чтобы принять решение о государственной поддержке за счет инвестиционного фонда, необходим инвестор. Но в рамках закона о концессии не может быть принято решение об инвесторе, пока не проведен конкурс. А конкурс не может быть проведен, пока не выделено финансирование. В общем, замкнутый круг. Чтобы закон о концессии начал действовать, необходимо внести в него поправки. И тогда, по оценкам Минэкономразвития, при продвижении идеологии государственно-частного партнерства инвестиции в области охранно-культурного наследия потекут полноводной рекой и будут измеряться десятками миллиардов долларов.

Разумеется, в нынешней ситуации реальных примеров успешного государственно-частного партнерства очень немного. Хотя, как рассказывали на конференции, есть какой-то положительный пример реконструкции памятников – кажется, в Торжке. Надо срочно поехать и посмотреть на этакую редкость.

Впрочем, интересный доклад прочитал директор «Ясной Поляны» Владимир Толстой – о проектах развития усадьбы «Ясная Поляна». Но к тому, что в «Ясной Поляне» все более или менее благополучно, уже, кажется, привыкли. Плюс прозвучала на конференции мысль о том, что еще одной альтернативой приватизации и частной эксплуатации может стать – по западному примеру – создание национального траста общественных организаций для охраны памятников культуры.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2033
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
3022
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2401
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2405

Другие новости