0
1076
Газета Культура Интернет-версия

22.03.2007 00:00:00

Состояние несостоятельности

Наталия Якубова

Об авторе: Наталия Якубова - театральный критик, стипендиат программы Gaude Polonia Национального центра культуры в Польше.

Тэги: берг, воццег, варликовский


На большой сцене варшавского Большого театра стеклянными стенами выделено центральное игровое пространство – опять же не маленькое. Парикмахерский салон, расположенный в левой его части, плавно перетекает в кафешку, где разыгрываются более приватные сцены драмы Бюхнера/Берга. Обнажены в спектакле пространства и совсем приватные: вдоль правой стеклянной стены, но уже вне ее выстроен ряд писсуаров.

Пока оперные герои напоминают нам изящные фигурки Фрагонара или, наоборот, «реальных людей» с картин передвижников, мы еще более-менее знаем, какой музыкальности требовать от режиссуры и актерского исполнения. Что делать, когда, чтобы телесно воплотить музыку ХХ века, оперному актеру, кажется, пришлось бы походить на героя мунховского «Крика»? Кажется, таков случай оперы Альбана Берга «Воццек» – легенды музыкального экспрессионизма, которым занялся на сцене варшавского Большого театра один из самых значительных режиссеров последнего десятилетия Кшиштоф Варликовский, месяц назад получивший в Москве премию Мейерхольда.

Вместо того, однако, чтобы рефлектировать по поводу зазывальной прозрачности сегодняшних парикмахерских салонов и кафе, от которой лишь шаг до прозрачности сверкающих туалетов, стоит обратить внимание на драматургические последствия сценографического намека Малгожаты Шчесняк: например, на то, как Мария (Виолетта Ходович) флиртует с Тамбурмайором (Рафал Бартминьский) в непосредственной близости от стоящего в ступоре Воццека (Маттео де Монти). Речь идет тут даже не об очевидном сравнении двух мужчин, из которых один модно вихляется, а другой в вечном зажиме. Речь идет, пожалуй, о том, что Марии передается патовое состояние Воццека, на которое она и реагирует своим «А впрочем – все равно». И – отдается Тамбурмайору.

Как часто случается в современной режиссуре, театр Варликовского оперирует не столько действиями, сколько состояниями. И их заразительностью. Спектакль открывает сцена, в которой под разглагольствования Капитана о морали Воццек, вместо того чтобы его брить, стоит в самом центре «салона» с жилеткой, дрожащей в его вытянутой руке. По мере того, как Капитан (Павел Вундер) себя раскручивает, за спиной Воццека выскакивают новые, идентичные ему фигуры – с такими же дрожащими в руках бритвами. Двойники потом исчезают и уже больше не появляются в спектакле, но мотив дрожания («тварь дрожащая»!) будет и самим Воццеком, и вокруг Воццека неоднократно повторен. Психотически вертятся сумочки в руках проституток, дрожит на них самих жир (Варликовский безжалостно обнажил невоздержанных оперных артисток)... Весь мир в состоянии студня.

«О, если б этот плотный сгусток мяса// Растаял, сгинул, изошел росой!» Гамлетовская реплика вполне подошла бы для описания того, что ощущает Воццек. В том числе того отвращения к телесности, которое он испытывает. Почему-то вдруг становится понятно, что он впадает в свой ступор уже от одного соприкосновения с телом или даже просто – волосами. Например, его дуэт с Андресом (Рышард Минкевич) поется, пока они расчесывают парики, надетые на манекенные головки, в свою очередь, стоящие на аквариуме, разумеется, с подрагивающей водой. Этот ужас, связанный с телесностью, по-своему окрашивает для Воццека ту проповедь рациональности, которой давят на него Капитан и Доктор. Капитан вещает о морали, не обращая внимания, что Воццек патологически не может приняться за бритье; Доктор (Павел Издебский) включает Воццека в научные эксперименты (ему, как помним, дозволено есть только горох, а мочу – прилежно собирать), не обращая внимания, что этому как раз человеку надо от телесности скорее забыться, а не беспрестанно ее контролировать.

В отличие от Гамлета Воццек не способен формулировать свои мысли. Он именно что едва осознающий себя «плотный сгусток мяса», он – мыслящий студень. Варликовский отказался искать ключ к философствованиям парикмахера, он не хочет видеть в его бормотанье – нечаянных прорывов к иррациональной истине. Они у него являются тем, чем являются, – бормотаньем, сумбуром, потяни-меня-за-хвост.

Из этого экзистенциального дребезжания выход может быть только один – вечный покой. Убийство Марии– единственный момент, в который Воццек не выглядит как психопат. Надев поверх ее шлюшного блестяще-красного платьица белоснежный подвенечный наряд, он успокаивает ее... твердым ударом ножа.

Варшава


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На ПМЭФ энергию провозгласили синонимом прогресса

На ПМЭФ энергию провозгласили синонимом прогресса

Елена Крапчатова

Академик РАН Александр Дынкин рассказал о главных тезисах доклада Игоря Сечина на  энергетической панели Петербургского экономического форума

0
128
В Киеве анонсировали отставку премьера Шмыгаля

В Киеве анонсировали отставку премьера Шмыгаля

Наталья Приходко

Глава правительства оценил размеры бюджетной дыры на фоне коррупционных скандалов

0
244
Список товаров для параллельного импорта обещают обновить к сентябрю

Список товаров для параллельного импорта обещают обновить к сентябрю

Ольга Соловьева

Объем поставок по альтернативным каналам может превысить 27 миллиардов долларов в этом году

0
227
Руководство КПРФ разогревает интерес к XIX съезду

Руководство КПРФ разогревает интерес к XIX съезду

Иван Родин

В региональных отделениях партии стартовало обсуждение политического отчета ЦК

0
247

Другие новости