0
696
Газета Культура Интернет-версия

28.03.2007 00:00:00

Памяти настоящего человека

Тэги: ульянов


ульянов

О тяжелой болезни Михаила Александровича Ульянова начали говорить лет восемь тому назад, а то и больше. Каждый день рождения справляли как последний, хотя пышности, торжественности празднования он сам сопротивлялся как мог. В воскресенье информационные агентства распространили новость о госпитализации, сообщили про тяжелое состояние, дав таким образом журналистам возможность подготовиться, собрать слова и мысли. И все же, все же, все же...

Он опрокидывал представления о том, как болеют смертельной болезнью. Несколько лет назад, уже усталый, осунувшийся, он вдруг поразил всех, начав традиционный сбор труппы речью, которая бы – еще чуть-чуть – прозвучала как слово о финале великого театра, Театра имени Вахтангова, которым он руководил без малого 20 лет. Это было пронзительное слово о традиции, о том, когда она живет и когда умирает. Для театра, который гордится своим «вахтанговским» началом, где мастерство и традицию по-прежнему передают из рук в руки, да и вообще для нашего театра, где идеалы давно уж уступили место интересам, это выступление было революционным. И в Ульянове вдруг, как когда-то, проступили черты его героев, людей-глыб, несгибаемых, цельных.

Не режиссер (хотя в послужном списке Ульянова имелись и режиссерские работы, и он сам говорил, что ставить ему интересно, но – наступил на горло собственной песне, уступив призыву возглавить театр), он был художественным руководителем.

Ульянов им и был, умело сдерживающим «громокипящие» элиты Вахтанговского театра, где у каждого – свои представления о «вахтанговском». Ульянов давал авансы то одним, то другим, в итоге сохраняя «корабль» на плаву... Сдерживал в театре, как сдерживал от распада и развала Союз театральных деятелей. Трудно сказать, знал ли он, куда идти и куда вести других, но непререкаемая складка на лбу как-то всех убеждала в его правоте. Как убеждали и его герои. В театре, который, подобно другим академиям, неминуемо входил в пору системного кризиса, все-таки случались благодаря Ульянову бурные выплески театральной энергии – с приходами Петра Фоменко, Туминаса, Дитятковского, Мирзоева. Ульянов был терпим к другим и видел спасение там, где иным виделась погибель. И вправду продолжал традиции театра, где, как верно заметила однажды критик Инна Вишневская, в «ленинские времена» один актер мог играть Ленина и Тарталью. В том и была и остается одна из главных загадок Вахтанговского театра.

Народный артист СССР, лауреат Государственной и Ленинской премий, Герой Социалистического Труда... Все это было ясно, иначе и быть не могло. Он никогда не был диссидентом, напротив, всегда – в авангарде. Хотя, например, одна из лучших его ролей – писателя в кризисе, в фильме Глеба Панфилова «Тема», – сильнее прочих опальных романов описывала и констатировала неисправимость ложной советской жизни.

Важное, не сегодняшнее качество Ульянова, вызывающее зависть у мальчиков иных веков, – цельность натуры. Ульянов сам – пример цельности, человека-глыбы. Он, скажем, в отличие от Ефремова не создал нового стиля или нового театра (спустя время наверняка заговорят о том, что при Ульянове театр несколько потерял) – однако Ульянов тоже был созидателем, по природе – не разрушителем. Это, вероятно, кроме очевидного лидерства, и сыграло когда-то свою роль, когда Ульянова призвали в худруки Вахтанговского театра.

Давно покинувший Сибирь, где родился, Ульянов сумел сохранить связь с почвой, эта связь – в самом его облике, основательность в его случае – связь с основами жизни, с какой-то очень положительной энергией жизни, созидательной энергией, здоровой силой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
522
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2051
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2465
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2052

Другие новости