0
3249
Газета Культура Интернет-версия

23.04.2007 00:00:00

Ростовско-венгерская «Баядера»

Тэги: музыка, театр, оперетта, кальман


В петербургском Театре музыкальной комедии показали третью премьеру сезона – оперетту Имре Кальмана «Баядера». Постановку осуществила венгерская команда, включая дирижера Иштвана Шило. Режиссер со сценическим псевдонимом Kero – Миклош Габор Кереньи представил историю о силе театра и слабостях жизни так, как и полагается в классической оперетте – с визгом, танцами, бестолково-маскарадной суетой, опьяняющими мелодиями и сладко-щемящим ароматом счастья, которое главные герои в финале все-таки получили.

«Баядера» в венгерской режиссуре, сценографии и хореографии убедила органичностью сосуществования всех элементов жанра – как в случае с идеальным часовым механизмом. Собственно, ради этого венгры и были приглашены директором Театра музыкальной комедии Юрием Шварцкопфом провести мастер-класс классической оперетты. Венгры и их русские «ученики» справились с заданием блестяще. Прошедший опыт управления в Петербургской филармонии и совмещающий два директорских места (Музыкальная комедия плюс Мариинский театр), господин Шварцкопф, чувствующий направление ветра, задумал поднять базовый уровень артистов оперетты. Первым опытом была «Веселая вдова» Легара, которая благодаря лихо поставленным и исполненным танцевальным номерам смело могла бы конкурировать с энергичным данс-шоу. «Баядера» получилась особенно красивой по части костюмов, которые сочетали классические фасоны времен Кальмана с мягко-агрессивным гламуром наших дней. Таков, к примеру, был костюм литератора Филиппа – в серо-розовой гамме. Костюм крайне удачно дополнял точно подобранного актера (молодой Владимир Ярош) с чрезвычайно теле- и киногеничной внешностью, очень напомнившей одного из множества ведущих ток-шоу. Главная героиня – Одетта Даримонт – и вовсе выполняла роль модели, демонстрирующей при каждом выходе новое платье. Такие, кстати, вполне можно носить по случаям и сегодня. На Одетту и Раджами, точнее, на молодых солистов Карину Чепурнову и Александра Трофимова, была правильно сделана ставка на первом спектакле. Что касалось актерского наполнения, то с ним проблем не было ни у того, ни у другого, а вот вокальная составляющая была на высоте только у соблазнительной Карины. Пение молодого тенора было слишком скромным, хотя и оправдывалось «по совокупности»: юный наследный принц Раджами получился у него кинематографически достоверным, включая и как бы неакадемическое, естественное пение, как если бы эту партию исполнял актер драматического театра. Побег от бремени статуса Александр сыграл блестяще, равно как достоверной получилась у него и пылкая любовь к «звезде театра» Одетте. Но даже неизбежные переигрывания в безостановочных эскападах Раджами тоже работали на пользу образа.

Главным объектом внимания в «Баядере» от начала и до конца оставалась Карина Чепурнова. Приехавшая из Ростова-на-Дону повышать образование в Академии молодых певцов Мариинского театра, она метнулась в Театр музыкальной комедии, где, думается, при желании может добиться головокружительного (насколько здесь это будет возможно) успеха. При первом же ее появлении в «Баядере» не возникало ни капли сомнения, что перед нами – настоящая молодая дива со всеми необходимыми внешними признаками, манерой держать себя. Захватывающая дух отработанность жестов и интонаций, о которых не могут мечтать многие зрелые опереточные «примы». От каждого ее движения – головы ли, глаз, губ, пальчиков, ног, всего тела – возникало ощущение, что летят искры. Возможно, так проявлялся дар перевоплощения и отождествления. Во всяком случае, переключение в регистр опереточной примадонны произошло у молодой певицы феноменально. И голос Карины сиял в тот вечер также ярко.

Соединение двух молодых талантов режиссер использовал вполне. Тем волнительнее было наблюдать напряженную сцену гипнотизирования Принцем Одетты, которая, более трезвым умом осознав, что ей, артисточке, пусть и большого таланта, не видать королевской роскоши, решила покинуть покои заигравшегося наследника. Кереньи вслед за Кальманом тщательно прописал эту сцену, показав амбивалентность природы и искусства: как глупо иногда полагаться на природный дар, естество (Принц) и как ловко можно обыграть, владея искусством лицедейства (Баядера). Еще одной – второй – примадонной жанра была и Ольга Лозовая (Мариэтта), слепящая зрителя всем сразу : характерной внешностью, звонким голосом и живостью реакций.

На премьере среди зрителей первых рядов партера была замечена балерина Диана Вишнева. Знатоки углядели в этом изящную культурологическую интригу. Баядерка Никия в балете Минкуса «Баядерка» – одна из коронных партий Вишневой. Хотя исход этого балета, где все умирают, прямо противоположен финалу «Баядеры», где все продолжают жить с обретенным, пусть и слегка подкорректированным, но счастьем. Жизнь и сцена причудливо отражались друг в друге.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
1079
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1291
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
1019
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1217

Другие новости