0
948
Газета Культура Интернет-версия

01.10.2007 00:00:00

Все дальше от настоящего Ефремова

Тэги: ефремов, годовщина, театр


ефремов, годовщина, театр Не надо смотреть на него как на икону. Просто надо сохранить то, что он сделал.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Нынешнее 80-летие отмечаем без Ефремова, с учетом прошедшего 75-летия этот юбилей – уже второй, который празднуем без юбиляра. Все дальше и дальше от него – настоящего. Юбилей, «разобранный» по частям, – три вечера: в МХТ им. Чехова отметят через полтора месяца, когда будет готова Основная сцена. Сегодня – в Театральном центре на Страстном, еще один памятный вечер пройдет на Другой сцене «Современника». Сегодняшний, к слову, называется «Все непросто».

«Все непросто» – так называлась книга Ефремова. Таковы, собственно говоря, были его уроки. Ефремов не любил пышных и витиеватых слов – может быть, поэтому так трудно оказалось сохранить его спектакли. Из чего они складывались? Из-за чего разрушились? Вроде бы все то же, и многие исполнители те же. А спектакля нет, ефремовского в них нет ничего. «Три сестры», спектакль, который многие называли великим, разрушился, правда, еще при жизни Ефремова. Погибла Майорова, и с ней из спектакля ушла живая боль. А без боли не было и Ефремова.

Ефремов всю жизнь болел за свое театральное дело. Все время что-то пытался изменить, всегда думая о лучшем; получалось по-разному.

Вспоминается, как 10 лет назад ехали вместе с Ефремовым в Петербург, – от своего юбилея Олег Николаевич «бежал» в Северную столицу, чтобы там представить свою книгу. В этом году, к очередной круглой дате, снова выходит книга, но там уже строго: «монополия на Ефремова» одних подразумевает неучастие в этих воспоминаниях и юбилейных торжествах других.

А где Ефремов? Как объяснить, в чем был смысл его театрального дела, в чем уникальность его театрального и человеческого опыта?

Так просто и не скажешь. «Современник» построил – впрочем, сами его товарищи, первооснователи подтвердят, что строили другой «Современник», в котором было такое счастье, в какое и поверить сегодня трудно, где не было выбора между съемками и репетициями (они и снимались-то вместе, не расставаясь, казалось, ни на минуту┘). Потом пошел реформировать МХАТ. И там были не только «пробелы», но и победы. Он был независтлив, свободен, когда безбоязненно «терпел» рядом с собою Гинкаса и Васильева, Додина и Виктюка┘ Как не похоже на нынешнее время. Он и был человеком другого времени. Другого представления о театре, о жизни. Идеалистом, конечно┘

Как и что еще сказать, чтобы стало понятно?.. Он говорил: «Все непросто». И за этим открывалось пространство простой и непростой жизни, в которой любовь и смерть одинаково естественны, как┘ все остальное. Он часто говорил какие-то простые и казалось, что банальные слова, но в них всегда был смысл. И за ними, за словами, был «Современник», был Художественный театр и всегда – идея театра, идеального театра, к которому он шел всю свою жизнь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
930
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1121
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
883
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1062

Другие новости