0
1452
Газета Культура Интернет-версия

01.11.2007 00:00:00

Сто лет и одна коллекция

Тэги: вологда, галерея


вологда, галерея А.Н. Бенуа. Трианон. Версальская серия. 1906.

273 графических листа из собрания Вологодской областной картинной галереи привезли в Москву. В залах Галереи искусств Зураба Церетели показывают удивительную подборку работ XIX – середины XX столетий, включающую множество первостепенных имен. Здесь и передвижники, и авторы «Мира искусств», и советская классика 20-х и предвоенных лет.

Некоторые из этих работ уже побывали в последние годы на московских ретроспективах, да и сама вологодская коллекция известна всем, кто интересуется русским искусством. Четыре года назад столичная галерея «Ковчег» даже показала необычную выставку, построенную на собрании вологодцев: тамошняя картинная галерея обладает едва ли не лучшим среди нестоличных музеев собранием петербургской графики. Тому есть несколько причин (одна из них – массовая эвакуация из Ленинграда в Вологду в 1941 году, другая – усилия руководства музея, прежде всего его директора Владимира Воропанова) и одно счастливое для знатоков следствие: эта красота доступна иногда и в столицах.

Впервые, наверное, графические красоты галереи представлены в Москве так масштабно. Волошин и Лабас, Верейский и Тырса, Остроумова-Лебедева и Добужинский┘ Громкости имен не уступает качество графики (вся она – не тиражная, но оригинальная: акварели, пастель, уголь, сангина). Многие вещи являются хрестоматийными связаны с таковыми. Например, два этюда Зинаиды Серебряковой к полотну «Беление холста» или один из вариантов врубелевской иллюстрации к «Демону» Лермонтова. Другие, напротив, открывают публике неожиданные черты в творчестве известных авторов – это и «Сеул» Александра Бенуа, и оригиналы иллюстраций Петрова-Водкина к его собственной книге 1914 года «Аойя. Приключения Андрюши и Кати в воздухе, на земле и под землей». Но есть и художники, все еще мало известные широкой публике, хотя и прорывающиеся в последнее время сквозь вату забвения. Например, Алексей Успенский (1892–1941) – в Вологде хранится крупнейшая в стране подборка его работ. Или вологодские авторы 20–30-х, как Николай Дмитревский или Владимир Теребенев. Особый же интерес вызывает декоративное панно «Смерть» Николая Калмакова (1873–1955), когда-то принадлежавшее Владимиру Набокову.

Перечислять, впрочем, можно практически все 273 работы выставки, что для автора заметки выглядит занятием увлекательным, но читателю вряд ли заменит радость визуального общения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


ЕС нацелится на болевые точки России

ЕС нацелится на болевые точки России

Юрий Паниев

Каких отраслей может коснуться 20-й пакет санкций

0
597
Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Системная оппозиция не стала портить впечатления от "Итогов года с Путиным"

Дарья Гармоненко

Расклад партий по уровню критики в адрес власти расходится с социологическими рейтингами

0
327
Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Успехи борьбы с инфляцией не отменяют предстоящего ускорения роста цен

Анастасия Башкатова

Эльвира Набиуллина получила очередной карт-бланш от президента и ответила на вопрос о сбоях денежно-кредитной политики

0
407
Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Семейный кодекс России защитят от спонтанных поправок

Иван Родин

Власти корректировали этот закон 53 раза и по разным поводам

0
314