0
1533
Газета Культура Интернет-версия

04.02.2008 00:00:00

Громкие картины

Тэги: тимергалеев, художник, выставка, живопись


тимергалеев, художник, выставка, живопись Картины Тимергалеева сложно не услышать, а не увидеть еще сложнее.
Фото предоставлено организатором выставки

Московский Музей современного искусства представил живописную выставку Амира Тимергалеева. В нескольких залах разместились написанные в Италии, Великобритании, Франции и России пейзажи и изображения студий, натюрморты, портреты и ню.

Казань и Казанское художественное училище – Москва и Суриковка с мастерской известного театрального художника М.М.Курилко-Рюмина (работы которого, кстати, вот-вот покажут в Академии художеств) – а дальше освоение новых, выставочных, пространств, в списке которых помимо географии родных просторов значится Монпелье, Лондон, Дублин, Сантьяго и недавняя Флорентийская биеннале.

Первым бросается в глаза то, что Амир Тимергалеев на своих холстах (и картонах) отразил широкий спектр – как тематический, так и чисто живописный. Вернее, первым-то бросается само Art Forte (и правда, звучные, яркие картины), но сразу за ним – тот самый спектр. Тимергалеев традиционен и даже консервативен в выборе сюжетов: вот природа живая, вот неживая, вот мастерская художника, вот люди – все то же, что было и сто, и двести лет, и┘ в общем, много веков назад. Занимательно, что он исследует (именно так) эти жанры практически наравне друг с другом и к каждому подходит со своим ключом – даже со связкой ключей. Ню пишется и в импрессионистическом стиле, и в духе Модильяни, когда фигура застывает, замыкается в четком абрисе, уподобляясь даже манекену; а может быть увидена и более авангардно – в кубистической манере, а то и вовсе напоминает негативный отпечаток с темно-красной кожей и белоснежным платьем («Женская фигура» 2007 года в первом зале). Натюрморты подчас походят на аппликации-декупажи Матисса («Натюрморт с цветком и слоником»).

А к пейзажу отношение особое – тут каждый город требует своего письма, разного почерка: для Венеции дышащий, вибрирующий мазок и цвет импрессионизма (кое-где Клод Моне); более сдержанный и уступающий место мазка линии стиль Альбера Марке для туманного сероватого Лондона.

И в этом смысле можно говорить об общительности художника – он через тот или иной предмет, город, вообще жанр ведет диалог с предшественниками.

Тимергалеев неконцептуален – не интересны ему закрученные мудреные и непременно замысловатые названия, а работы поименованы до безобразия однотипно. Потому что его увлекает прежде всего разработка темы – живописной. Тимергалеев – конструктор цвета. Его картины – конструктор из цветовых пятен. Здесь цвет (а не объем, не линия) лежит в основе живописного мировоззрения. Буквально. До такой степени, что уже находящийся под красочным слоем грунт зачастую бывает цветным. И это создает дополнительный художественный, эмоциональный – как угодно – эффект. Так, в одном из венецианских пейзажей незакрашенный оранжевый грунт проглядывает сквозь серо-сиреневые дома и мостовую, как всполохи закатного света. В другом случае розовый или охристый грунт отражает наложенные поверх краски, придавая всему своеобразный теплый оттенок – воде, небу, гондолам. А может быть, меняющиеся оттенки естественны для самой Венеции. Города, обрамляющего Лагуну, как резная рама – зеркало, и аккумулирующего не только изменчивое выражение-отражение неба, но и культурную память прошлого.

И еще. На картинах Тимергалеева нет выражений лиц (не считать же в самом деле за таковое «точку, точку, запятую» на физиономии «Коллекционера»), главный выразитель здесь (и довольно красноречивый) – опять-таки цвет. У этого живописца он никогда не бывает простым: даже в абстрактных композициях или там, где нужен однотонный фон, нет чисто, «слепо» красного, желтого или серого┘ Близкие, но неодинаковые цвета накладываются вплотную друг к другу, создавая ощущение живой поверхности.

И звучат тимергалеевские работы действительно forte.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
361
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
365
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
316
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
396

Другие новости