0
1512
Газета Культура Интернет-версия

22.02.2008 00:00:00

"Гнездо" для современного искусства

Тэги: гцси, выставка


гцси, выставка Товарищи, вейте гнезда, высиживайте яйца!
Фото предоставлено организатором выставки

Государственный центр современного искусства открыл новую выставку с «перекрестными ссылками». Мало того что впервые в одном пространстве собраны все проекты, которыми в 1974–1979 годах «пошутили» и заявили о себе Михаил Федоров-Рошаль, Виктор Скерсис и Геннадий Донской, покинувшие гнездо «настоящее», но оставшиеся в символическом «Гнезде», как стало именоваться их объединение. Так ведь одновременно в пространстве «ПRОЕКТА_FАБRИКА» проходит еще выставка Скерсиса, сопровождающаяся презентацией его книги «Аспекты Метаискусства», а в самом ГЦСИ планируется вечер, посвященный творчеству и памяти Рошаля.

Товарищи, вейте гнезда, высиживайте яйца! В знак солидарности с производителями современного искусства. По крайней мере именно таким действием в 1975 году Рошаль–Донской–Скерсис остроумно ответили на решение провести выставку неофициального искусства на площадке ВДНХ.

И сегодня, по негласной традиции, в центре экспозиционного зала стоит гнездо, в которое на открытии забрался, опять же по традиции, Виктор Скерсис – вернулся к истокам. В остальном зрителю добросовестно предъявлены инсталляции, а также документация хеппенингов и перформансов (которые у нас тогда только появились) тридцатилетней давности. Здесь разместились фото (на которых бывалые не без удовольствия могут отыскать знакомые лица), объекты типа насосов или выгоревших на солнце листков и обязательные тексты.

Собственно, главный, как теперь принято говорить, message заключается в идеологическом нигилизме. Участники группы выступают против любых штампов и ярлыков, против любой – будь то советская, эмигрантская, диссидентская или примитивно бытовая – идеологии. Потому как любая идеология неизбежно повязана с массовым сознанием и, стало быть, со стадным чувством (более или менее агрессивно выраженным). И гнездовцы смело идут в бой, проводя курьезные сопоставления и антиидеологические (в рамках конкретной идеологии) интерпретации.

Так рождается своя точка зрения на советские реалии: «График истории КПСС в съездах», где даты последних совпадают со вспышками солнечной активности. Или «24 узелка на память. Посвящается XXIV съезду КПСС», где узелки на красном советском фоне означают то ли нечто вроде «я здесь был», то ли являются материальным свидетельством загаданного желания и надежды (актуальная мысль для съезда!) на его исполнение. В общем, нечто одиозное, не выдержавшее горнила массового сознания. Вот тема эмигрантов и диссидентов: одни совершают «Забег в сторону Иерусалима», другие – Сахаров и Солженицын – предстают в виде барельефов из сахара и соли с гипсом.

Также предлагается разбор полетов, касающийся до боли близкого бытовому сознанию вопроса амбиций: фото в прыжке как попытка взлететь, увидеть прошлое и будущее, наконец, прыгнуть выше головы и увидеть себя со стороны. Этакий джентльменский набор клише для устремленных в прекрасное будущее. А сколь замечательна по своей «гуманности» «Школа живописи»?! В ней сулят диплом за раскрашивание контуров на холсте в манере одного из мастеров прошлого. И смех, и грех: 32 года назад придумали эквивалент ЕГЭ – где ж он пропадал все это время?! Или про защиту планеты: хорошо бы, чтобы все не дышали – вообще, кто сколько может, но хотя бы минуту. И совсем замечательная вещь – прайс-лист на продажу душ с указанием, кто, почему и за сколько – был вариант «в дар бедным»┘

Все эти действия подобны произнесенному непозволительно много раз подряд слову, когда его первоначальное значение засаливается и исчезает, оставляя несуразности. Смыслы множатся, соревнуясь друг с другом в остроумии и нелепости одновременно, а от сосредоточенного энтузиазма делания становится смешно┘ Как и задумывалось. И символично посреди зала зависла «Коммуникационная труба», будто бы вылавливающая двумя своими концами носящиеся здесь смысловые вихри. Она же, кстати, вместе с «Железным занавесом» позже перекочевала в «Ассу» Сергея Соловьева.

Посему испытывающим ностальгию по тем временам выставку посмотреть рекомендуется. А тем, кто таковой в себе не обнаружил, – рекомендуется вдвойне.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
231
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
225
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
332
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
238

Другие новости