0
1017
Газета Культура Интернет-версия

11.03.2008 00:00:00

"Золушка" русского театра

Тэги: театр, опера


В петербургском театре «Зазеркалье» состоялась премьера оперы «Золушка» Россини. Режиссер-постановщик Александр Петров и дирижер Павел Бубельников удачно задали свой, очень правильный тон в интерпретации итальянского шедевра.

Премьере предшествовала долгая кропотливая работа над стилем и постепенное знакомство нетерпеливых поклонников с процессом подготовки в виде концертных исполнений оперы по частям на протяжении почти двух сезонов.

Известен страх российских театров перед операми Россини главным образом из-за технических сложностей виртуозного вокала и потребности эквилибристической координации в оперных ансамблях. Лучше всего была освоена опера «Севильский цирюльник», вплоть до включения арии Розины в небогатый репертуар Фроси Бурлаковой из фильма «Приходите завтра». Первым ситуацию изменил Мариинский театр, совершив бескровную революцию исполнением сложнейшей оперы-дивертисмента «Путешествие в Реймс», которая идет на двух-трех оперных площадках Европы. К «Золушке» Мариинский однажды тоже приблизился, исполнив в концерте пару ансамблей из оперы, но тем дело и ограничилось. А без Россини оперные ландшафты в России и оперные фанаты теряют очень много: оперное наследие «пезарского лебедя» сравнимо с коллекцией ювелирных украшений – приносит примерно те же эмоции восторга, от которого дух занимается.

В театре «Зазеркалье» собраны неплохие вокальные силы, хотя ставка там, как правило, делается на актерскую игру. Однако на премьере почти все без исключения солисты и мужской ансамбль вписались в вокальный формат Россини идеально. Впрочем, вернее сказать, что в формат стиля вписался спектакль в целом. По окончании состояние публики в зале было близким к экстазу. Александру Петрову удалось создать в меру современное, безумно ироничное и абсолютно европейское по духу зрелище. Легкий сдвиг во времени (в 1930-е или чуть раньше) – и достаточно, чтобы создать флер благородной и осязаемой старины. Черно-белая с серыми переливами гамма спектакля и вовсе создает эффект черно-белого кино. При этом сестры Клоринда и Тисба, опережая время, как завзятые модницы, занимаются фитнесом у станка и из-за плохо исчезающего жирка вымещают свою агрессию на Анджелине – так зовут оперную Золушку. Неуклюжий Принц – милый очкарик в чужом костюме прислуги (чтобы найти невесту не по одежке, а по любви). Ноу-хау Петрова и художницы Елены Орловой – страницы партитуры в виде регулярно перестраивающихся на сцене вертикальных панелей, увенчанных золотыми лирами. В движение их приводит элегантная поющая мужская массовка. Мельтешение может показаться излишним, но таковы правила игры современных режиссеров, заботящихся о частой смене кадров. Но Петров устраивает это нарочно, равно как насыщает действие предельным количеством деталей (фигура осла на колесах, веломобиль Принца с пропеллером), легких приколов на тему секса, смеется в одном из эпизодов оперы над пронырливыми журналюгами, сующими микрофоны под нос новым звездам – Принцу и Золушке.

Поют на итальянском, а речитативы проговаривают на русском в остроумном переводе Петрова и Бубельникова. Сенсация премьеры – участие в заглавной партии приглашенной из Германии Луизы Ислам Али-заде. Эта Золушка – одна из многих прежде исполненных ею в Европе, и потому каждую ноту Луиза знает в совершенстве. Ее Золушка живая, словно пламенеющее сердце, разная и чрезвычайно самоотверженная. Таков и ее восхитительный голос с очень богатым тембром и ртутно-подвижной колоратурой. К заключительной арии Nacqui all’affanno («Я родилась в слезах и боли») Луиза предельно концентрируется и являет сногсшибательный исполнительский шедевр. Рядом с ней Дон Рамиро или Принц в исполнении Станислава Леонтьева немного меркнет, но среди тех, кто претендует на звание «россиниевского тенора», он явно стремится в лидеры.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
886
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1049
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
837
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
999

Другие новости