0
838
Газета Культура Интернет-версия

24.03.2008 00:00:00

Культурный уровень

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - зав. отделом культуры "НГ".

Тэги: культура, минкульт


Совершенно ясно, что с новым президентом придет и новая команда. Дойдут ли руки до культуры – трудно сказать. С точки зрения значимости этой отрасли, то, судя по нескольким программным заявлениям последнего времени, – должны дойти. Хватит ли времени? Вопрос.

Культура сегодня представляет собой, можно сказать, идеальный образец или, если угодно, опытное поле административной реформы. Всё поделено: Министерство культуры и массовых коммуникаций сочиняет законы и прочие правовые нормы, ниже – федеральные агентства – распределяют деньги, контролируют, то есть отвечают за текущие вопросы. И именно в культуре обнаружила себя совершенная негодность этой постройки. Чем ближе к модели, тем очевиднее сказывается ее непригодность... Выходит, так.

Дело даже не в разнице подходов, не в человеческом факторе – очень скоро стало понятно, что Александр Соколов и Михаил Швыдкой – не самая лучшая связка. Видимо, неверной была изначальная посылка, что внутри отрасли одни будут деньги просить, а другие тратить, одни сочинять законы, другие – следить за их исполнением, притом что обе структуры входят в систему исполнительной власти. А человеческий фактор, конечно, добавил перца. Одна борьба за Большой театр чего стоит. Александр Сергеевич Соколов потратил немало сил и красноречия, чтобы доказать, как много это – 25 млрд. руб. для Большого театра, как это оголит все прочие рубежи отечественной культуры. Никуда не годится! И называли сумму чуть ли не в 9 млрд.

Недавно показывали по телевизору сюжет о реконструкции Ярославского шоссе, строительстве развязок, общие расходы назвали – 30 млрд. руб. Цена одной развязки – больше 7 млрд. И ни у кого не вызывает сомнений оправданность таких трат. 9 млрд., выходит, – это развязка с хвостиком...

Вообще, именно отсутствие взаимопонимания в вопросах финансирования и – с ними, конечно, связанном! – в вопросе, что такое коррупция, и привело к тому, что связка «Минкульт – ФАКК» оказалась нерабочей, постоянно дающей сбои. Пример Большого театра показателен, если можно так сказать, с точки зрения Роскультуры. В Минкульте, конечно, тоже готовы рассказать, как уже не ОНИ – как ИХ не понимали и ставили им палки в колеса. Однажды, например, мне рассказали страшную историю о том, как Соколов, будучи в одном из регионов, узнал, что местный театр влачит нищенское существование, а деньги нужны и на то, и на это... Министр проникся и пообещал добавить. Финансирование действительно вскоре изменилось, его, как на условиях анонимности поведали мне в Минкульте, назло не только не увеличили, но еще сильнее сократили. Ну, вот такие истории, уже даже неважно, где правда тут, а где, мягко говоря, не совсем, сопровождает жизнь двух ведомств.

Сулит ли май перемены?

Ну, если иметь в виду недавние слова Дмитрия Медведева, то ждать резких реформ не следует. Напомним, избранный президент сказал: «Полный отказ от принципов, которые были заложены в ходе административной реформы четыре года назад, был бы тоже неправильным». Но одновременно он сказал и другое: «Что касается того, какое количество министерств, агентств и служб необходимо, – это вопрос, который требует дальнейшего обсуждения». И еще: «Мы должны взвесить, что было позитивного достигнуто в последние три-четыре года, отделить зерна от плевел и ликвидировать неэффективные звенья в структуре управления». Поскольку разделение культурной отрасли на министерство и агентства на каждом повороте дает сбои и течи, то есть то и дело выливаясь в судебные разбирательства между двумя ветвями одного куста, – надо понимать, что если реформа где-то и проявит себя, то в культуре – в первую очередь. А где еще?

Мне почему-то кажется, что перемены будут существенными. Первая причина уже названа – модель не работает. Она, конечно, из числа необходимых, но – недостаточная.

Есть и другие. В выступлении на Госсовете в феврале этого года, пожалуй, впервые на этом уровне (и во второй раз – после прошлогоднего обращения к Федеральному собранию) Путин так много сказал о культуре. Даже когда это были не прямые указания на ответственность соответствующих ведомств, понятно, что «инвестиции в человеческий капитал» и приоритет, определенный словами «развитие человека», – всего этого не добиться без культуры вообще и Министерства культуры, в частности. То есть МЭРТ, конечно, тоже ответит за «мотивацию к инновационному поведению граждан», но идеологическую «подушку» (и отдушку!) для инновационных перемен и воспитание нового человека, – конечно, за Минкульт никто другой не сочинит. Да Путин всё назвал своими словами: «Развивая человеческий капитал, мы должны опираться на всё богатство российской культуры, на ее уникальные достижения и традиции». Кстати, Швыдкой сказал на днях примерно о том же: культура наша, хоть и впереди телевидения, но все равно отстает, падает уровень... Надо поднимать. Кто этим займется?

Говорят, Михаил Швыдкой готов перейти на другую работу. Но ведь и Александр Соколов, как рассказывали нам источники в Минкульте, в день объявления нового – зубковского – кабинета успел уже попрощаться с личным составом и готов был пересесть в Госдуму, чтобы там вплотную заняться законотворческой деятельностью. Но в последнюю минуту всё и всех решили оставить на своих местах.

Увольнять Швыдкого и вправду резонов не было: он – чуть ли не единственный, кто сумел не только собрать, но удерживать около себя команду специалистов. Кто с ним пришел, тот и работает – Александр Голутва, Сергей Лазарук, Анна Колупаева, Майя Кобахидзе (исключение – бездипломный Феликс Киселев, так и остается редким, хотя и неприятным исключением)... Крепость структуры – тоже важная штука.

Тем не менее. На протяжении всех этих лет не было месяца, когда бы не говорили об уходе одного или другого (Соколова или Швыдкого), замене одного другим и прочих новациях. Назывались и кандидаты.

Назовем и мы тех, КТО МОЖЕТ... Безальтернативность, вправду, утомляет.

Первый, хоженый путь – фигура, авторитетная в обществе и среди деятелей и мастеров.

Никита Михалков. В недавнем интервью признался, что ему предлагали это кресло, – он отказался. В ближайшие годы ему предстоит завершить работу над несколькими большими кинопроектами, и одно это почти наверняка исключает переход на другую работу.

А кто еще (притом что и Михалков вызывает добрые чувства у одних и отчаянное неприятие у других мастеров культуры)? Вряд ли кто из эстрады. Все же о новом человеке заботиться предстоит, а не только о заполняемости залов.

Значит, нужен менеджер. Их тоже немного. Из тех, кто уже фигурировал в предыдущих раскладах – Юрий Лаптев, советник по культуре президента России. Из тех, кто еще не фигурировал, – Татьяна Паухова, которая больше десяти лет возглавляет телеканал «Культура». Татьяна Шумова, вице-президент Российского фонда культуры, Людмила Колесникова, директор объединенной дирекции музеев-заповедников... Последние две хороши не только как женщины (женщины-руководители и у нас входят в моду), но еще и как фигуры, чьи деловые качества да и сами они уже хорошо знакомы избранному президенту, а их умение руководить масштабными культурными проектами можно представить списком, и эти списки будут производить приятное впечатление...

Это – кто может. Но, судя по всему, чаша руководящих весов склоняется к тому, чтобы оставить у руля одного Соколова. Аргументы – все – не имеют никакого отношения ни к «рабочей версии», ни к инновации. Соколов, если можно так сказать, в кабинете министров – представитель православного большинства. В этом качестве имеет серьезную поддержку. Что ж, это часть нынешней идеологии – православие, самодержавие, народность... Немножко, конечно, отличная от линии на инновации. Но инновации рассчитаны в России только до 2020 года, а «уваровская триада» – навсегда. Выбор, как всегда, не за нами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
1088
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1307
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
1029
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1227

Другие новости