0
1643
Газета Культура Интернет-версия

25.09.2008 00:00:00

Ирина Антонова: "Мне удивительно нежелание поговорить"

Тэги: музей, гмнзи


музей, гмнзи Ирина Антонова возрождение Музея нового западного искусства считает теперь делом жизни.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)

На прошлой неделе многие сочли знаковым отсутствие Ирины Антоновой на открытии сперва выставки Ильи и Эмилии Кабаковых в Музее изобразительных искусств, а на следующий день – выставки Джакометти. Ничего принципиального, как выяснилось, за этим не скрывалось: директор музея неделю провела в Венеции, где открылась архитектурная Биеннале. Зато по-прежнему принципиальным для Ирины Антоновой остается вопрос возвращения в Москву Музея нового западного искусства, что – после решения вопроса о комплексной реконструкции и появлении большого музейного комплекса ГМИИ – она считает делом жизни.

Имя Сергея Щукина и Ивана Морозова на слуху, все видели произведения искусства конца XIX – начала XX вв. из их собраний. В 1918-м по указу Ленина о национализации коллекции (вождь их высоко оценил) перешли в ведение государства. Поначалу они были самостоятельными музеями, в 1920-х их объединили и открыли Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ) в бывшем особняке Морозова на Пречистенке, 21 (сегодня там Академия художеств). В 1948-м, на волне борьбы с формализмом и космополитизмом, ГМНЗИ ликвидировали, разделив собрание между ГМИИ имени А.С. Пушкина и Эрмитажем. Директор Пушкинского музея Ирина Антонова задумала бывший музей восстановить. У идеи есть и противники, и сторонники – нет обсуждения за одним столом.

– Ирина Александровна, когда и как возникла идея восстановления Государственного музея нового западного искусства?

– Идея возникла давно и, по-моему, только в моей голове – по крайней мере до сих пор на эту тему высказывалась я одна. Вообще меня поддерживают многие искусствоведы, художники, но это в личном разговоре. Когда же я предлагаю им поддержать идею в более широком общественном плане, они как-то тушуются, считая, что скорее всего это невозможно┘ Знаю, что после нашей беседы с Зурабом Константиновичем Церетели выходила заметка, где он тоже высказался в пользу этого. И прошлый президент Академии художеств, Угаров (человек, кстати, петербургский), был на моей стороне. Но, повторяю, до более широкого обсуждения дело пока не дошло. А я бы этот разговор хотела продолжить.

– Последний всплеск бурного обсуждения ГМНЗИ произошел в 2006-м, когда открывалась Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Это связано с расширением музея (который в перспективе должен расшириться еще)?

– Может быть, и это послужило импульсом. А может быть, то, что основная часть коллекции галереи относится к собранию бывшего Государственного музея нового западного искусства. И возникла мысль, что хорошо бы все восстановить, чтобы видеть собрания Щукина и Морозова вместе. Пока никаких реальных действий нет, но я пытаюсь их предпринять. Грядущее расширение музея за счет отданных нам Института философии и усадьбы Вяземских-Долгоруких увеличит экспозиционные пространства (а помещения – больная тема большинства музеев) и позволит нам показать не только нашу, но и эрмитажную составляющие коллекции Музея нового западного искусства.

В принципе я против перераспределения коллекций – это всегда травмирует и музеи, и зрителей. И все-таки. Ликвидация музея в 1948 году была чисто идеологическим шагом – вышло постановление Сталина, объявлявшее музей вредным, буржуазным, формалистическим и т.д. Это была политическая акция. Хорошо хотя бы, что не продали и не уничтожили. Я считаю, что многое, если не все в отношении ущербов культуре, исправлено новым временем. Все нападки на композиторов, писателей. Снесенный храм Христа Спасителя восстановили. Были и более важные культурные дела, но это стоило сделать, поскольку он был варварски – и опять же с идеологической подоплекой – разрушен. Здесь – проблема культурного памятника.

То же нужно сделать и в отношении ГМНЗИ. Ведь он был одним из лучших не только в Москве, но и в мире – заявляю ответственно, потому что ездила и представляю себе музеи такого типа. Причем мной движет не музейная жадность – я всегда говорила, что если музей восстановят, мы отдадим свою часть. Если хотят сделать не отдел Музея имени Пушкина, а самостоятельный, пусть дадут хорошее здание и хороший персонал. Может, найдут какой-то старый особняк или, наоборот, построят новое здание. Но это должно быть в Москве, потому что речь идет о московском типе коллекционеров. В то время в Петербурге такого не собирали, хотя была масса замечательных коллекционеров. В данном случае разобщение коллекций было равносильно ограблению Москвы и этих коллекционеров. В свое время их справедливо объединили – часть из особняка Щукина в трехстах метрах от нашего музея и морозовскую часть из его особняка на Пречистенке, 21. Я написала об этом Юрию Михайловичу Лужкову, но не получила ответа.

– Михаил Борисович Пиотровский высказался довольно категорично по этому вопросу. Как теперь складываются отношения с Эрмитажем?

– Ну мы же с Михаилом Борисовичем все-таки не обыватели, а руководители музеев, поэтому если и расходимся во мнениях, то это не значит, что мы фыркаем и поворачиваемся в разные стороны. Я дружила с его родителями и очень хорошо отношусь к самому Михаилу Борисовичу. Я могу его понять. Конечно, директору музея жалко расставаться с произведениями. Но мне бы все-таки хотелось, чтобы он понял историческую задачу такого объединения. Ведь на этих коллекциях воспиталось столько художников! Была одно время мысль, чтобы Эрмитаж забрал полностью одну коллекцию, а мы другую. Но считаю, что нужно восстановить весь музей, который за время своего существования проделал колоссальную работу, в том числе и по приобретению новых произведений. Что касается Эрмитажа, то в нем есть замечательные коллекции, в частности произведения из перемещенных немецких ценностей (например, Дега совершенно потрясающий). Это великий музей с замечательными сокровищами, так что они не останутся обездоленными.

– По какому принципу в 48-м году происходил раздел? Почему так получилось, что созданные специально для московского щукинского особняка «Танец» и «Музыка» Матисса уехали в Ленинград?

– Я уже работала в музее, но слова младшего научного сотрудника никто бы не послушал. Мы с сотрудниками видели вещи, но, в общем, это было сделано тайно. Приехал директор Эрмитажа Иосиф Орбели, и они с директором нашего музея Сергеем Меркуровым так решили. Думаю, что очень крупные вещи были отданы в Эрмитаж, потому что Пушкинский музей в тот момент был переполнен памятниками. Вернулась из Новосибирска его коллекция плюс вся Дрезденская галерея – в общем, еще 350 тысяч перемещенных немецких ценностей. А на пороге стояла выставка к юбилею вождя. Поэтому тогда решение было принято полюбовно, но, видимо, в спешке (я не участвовала в этом и не могу сказать точно). Наверное, их подгоняли – не знаю, сопротивлялись ли они, сказали ли, что против. Но коллекцию музея разделили очень плохо: нарушили общий замысел собраний, свой у Щукина и у Морозова. Резали как по живому – и не только по замыслу коллекционера, но и художника: разделили даже триптих Матисса – одна вещь осталась у нас, а остальное ушло в Петербург.

– А о каком объеме произведений со стороны Петербурга сейчас идет речь?

– Может быть, я ошибаюсь, но думаю, что примерно 150 вещей.

– Не станет ли восстановление музея болезненным напоминанием о советском периоде? Ведь, например, Щукин, поначалу завещавший коллекцию Москве, после национализации отказался от своего решения в пользу наследников┘

– Нет, не станет. Совершенно официально итоги национализации не пересматриваются. Если же их станут пересматривать, то надо будет отдать все вплоть до Зимнего дворца, потому что сохранились потомки царской фамилии. Больше того, и находящиеся внутри коллекции принадлежат им, а не Эрмитажу. Кстати, ведь национализация проходила не только в России. Например, ее итоги во Франции после Великой Французской революции никто не опроверг.

– Тогда другой вопрос: не может ли эта идея повлечь за собой новые споры о, во-первых, перемещенных немецких ценностях, а во-вторых, о внутрироссийских переделах?

– Нет. В каждом отдельном случае есть свои аргументы. Относительно немецких перемещенных ценностей – на мой взгляд, это справедливое решение войны. А если пересматривать, то значительная часть собрания Лувра, захваченная во время наполеоновских войн, вернется в Италию. Недавно, кстати, для итальянцев сделали копию с «Брака в Кане» Веронезе – но ведь саму вещь не вернули. А что касается передач в небольшие музеи, то и мы многое передали – особенно в Крым, в Алупкинский дворец. Я хочу подчеркнуть – здесь не проблема национализации и перераспределения богатств. Замечательные художники – тот же Ренуар – ходили в буржуазных отщепенцах и формалистах┘ А возвращение Музея нового западного искусства стало бы освежением памяти, переосмыслением того, что было.

– А со стороны государства, Министерства культуры никаких шагов тоже нет?

– Никаких. У них же одно – ни с кем не поссориться. Правда, сейчас новое руководство, перед ними я еще не ораторствовала на эту тему – может, они заинтересуются┘

По просьбе «НГ» предложение о возрождении Музея нового западного искусства прокомментировал замначальника отдела музеев Министерства культуры РФ Владимир Фомин:

«В России действуют федеральный закон о музеях и Положение о музейном фонде, которые весьма ограничивают какие-либо перемещения музейных ценностей. Не стоит забывать, что директора и сотрудники музеев – доверенные лица государства и общества, они не являются собственниками, но если этот вопрос будет как-то решаться, то будет это на очень высоком уровне и, конечно, исходя из государственных интересов. Ведь, повторяю, речь о государственном достоянии, которое общество доверило всем нам сохранять. Вопрос этот достаточно серьезный, требующий обсуждения и с музейной общественностью, и с заинтересованной частью общества, всеми теми, кому это небезразлично».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
281
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
919
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1077
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1667

Другие новости