0
1575
Газета Культура Интернет-версия

06.11.2008 00:00:00

Мастер портретного спасенья

Тэги: третьяковская галерея, выставка


третьяковская галерея, выставка Портрет княжны А.Г.Гагариной и княжны В.Г.Гагариной. 1802. Холст, масло. 75*69,2 Государственная Третьяковская галерея.

Третьяковская галерея принесла масштабный (около двухсот произведений) выставочный оммаж Владимиру Боровиковскому (1757–1825). Больше десяти собраний (среди которых даже Лувр) напрягли свои силы, чтобы с максимальным размахом в здании на Крымском Валу показать портретную и религиозную живопись хрестоматийно известного сентименталиста.

Боровиковскому повезло: он успел захватить вторую половину XVIII и первую четверть XIX столетия, застал эпохи классицизма, сентиментализма и ампира. К тому же был страшно плодотворным художником. Мария Лопухина стала – простите за каламбур – лицом Боровиковского. Если угодно, наоборот – он создал образ, который остался в веках, несмотря на короткие 24 года жизни этой героини, даже не подозревавшей, что ей суждено стать символом сентиментализма. Именно этому портрету уже в конце века XIX Яков Полонский посвятил стихотворение, строчка из которого стала заглавной в экспозиции.

Поменьше париков и корсетов! Да будет легкая небрежность чуть растрепавшихся локонов и лицо, вроде слегка уставшее, но со скользящей улыбкой. Расслабленные руки, платье-туника – и в антураже расплывающихся в дымке неопределенности пейзажных далей, – такой жаждет себя лицезреть дама конца XVIII века. В таком виде Боровиковский сохраняет для благодарных потомков красоту не только Лопухиной, но и десятков других персонажей. В тематических рамках мужского, женского и детского портрета, парадного или камерного, парного или одиночного. По пути на смену сентиментализму придет ампир – появится гордо восседающая «Дама в тюрбане» (предположительно писательница мадам де Сталь). На смену мягкой округлости придет более строгая, точеная форма, приближающаяся к скульптурной. Устоявшиеся иконографические схемы и просто повторы одного и того же изображения – свидетельства времени, еще сильно связанного канонами (пусть даже эти каноны и стали больше походить на свободную от условных норм живопись). И, разумеется, свидетельства успешности художника и метода его работы (кстати, по этому поводу можно заглянуть в раздел, посвященный технико-технологическим исследованиям портретов). Герои остаются – меняется театральный задник. Или: меняются герои – остается композиционная схема.

Одно из главных достоинств выставки в том, что она через конкретные картины воссоздает если и не портрет, то уж точно очень подробный эскиз эпохи. И биографии самого художника. Так, на груди у великой княжны Александры Павловны – осыпанный бриллиантами медальон с изображением Екатерины II. Из пояснения следует, что такое изображение восходит к типу Иоганна Лампи-старшего, у которого Боровиковский брал уроки. Кружок архитектора Николая Львова, одного из первых петербургских друзей и покровителей приехавшего из Малороссии Боровиковского, свел живописца с Державиным и Левицким. Вспомним, к примеру, их портреты Екатерины II: как говорится – почувствуйте разницу. Репрезентативный идеал вершащей правосудие законодательницы Боровиковский заменяет камерным портретом-прогулкой (типологией, пришедшей из туманного Альбиона) в будничной одежде и с собачкой. Как и Левицкий, Боровиковский был масоном ложи «Умирающий сфинкс», основанной поэтом Александром Лабзиным. Это, в свою очередь, объясняет присутствие портрета самого Лабзина и увязывает между собой ряд произведений с масонской символикой (сфинкс, циркуль┘).

Судьбы влиятельных людей раскладываются как на ладони. Вот, например, рядом два портрета Дмитрия Трощинского, написанные с разницей примерно в двадцать лет. За это время человек постарел, а биографическая справка информирует: министр такой-то, министр такой-то... уволен.

Пристрастие нашей страны к «работе над ошибками» в написании собственной истории коснулась и Боровиковского. Если в царской России важна была его религиозная живопись, то в советский период о ней старательно умалчивали. Организаторы нынешней экспозиции вновь отвели данной теме важное место. Отведено оно под портреты церковных иерархов, царские врата для строившегося тогда в Петербурге Казанского собора, впервые привезенный в Москву из Русского музея иконостас Троицкой церкви на Смоленском кладбище и религиозные картины разного географического предназначения.

Однако и эта неотъемлемая часть остается в конце концов позади. И опять проходят чередой играющие в свободу от амплуа, в самих себя «Лизынька и Дашинька» (наряженные в олицетворение дружбы крепостные), княжны Гагарины или княжны Куракины (чьим портретом поделился Лувр). Полагающие, что играют в саму естественность, – и подчиняющиеся новому идеалу новой эпохи. Но распознаем мы многих из них еще по старой привычке – вглядываясь в многочисленные атрибуты, – значение статуса никто не отменял.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
410
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
1055
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1246
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1929

Другие новости