0
2684
Газета Культура Интернет-версия

27.11.2008 00:00:00

Вадим Захаров перешел границы

Тэги: искусство, авангард, концептуализм, икона


искусство, авангард, концептуализм, икона Вадим Захаров. Гарнитур «Святой Себастьян».
Дерево, ткань, овсяные хлопья, видео. 2008

Концептуалист Вадим Захаров, ставший в 2007 году стипендиатом Фонда памяти Иосифа Бродского (чьи премии получали Тимур Кибиров, Семен Файбисович или, например, митек Владимир Шинкарев), получил право на трехмесячную стажировку в Риме. Показанная в GMGgallery часть, пусть и небольшая, созданных в вечном городе объектов и документаций акций, убеждает в том, что римские каникулы прошли плодотворно.

Художник, когда-то представлявший квинтэссенции произведений литературной классики или увековечивший идею столпничества изображением трех пустых башен столпников, – теперь демонстрирует свидетельства своих размышлений на тему иконописи и русского авангарда. Столь осмысленные и цельные экспозиции современного искусства открываются, к сожалению, не очень часто.

Вадим Захаров, за которым закрепилось звание архивариуса московского концептуализма, в соавторстве с Виктором Скерсисом образовавший группу «СЗ», составивший вместе с Екатериной Деготь увесистый том «Московского концептуализма», лауреат премии «Инновация», живущий между Москвой и Кельном, – художник маститый.

Вадим Захаров, строивший свое познание на вчувствовании и проживании (для чего ему сослужили службу маски пирата, мадам Шлюз и «исследователя» – пастора Зонда); остроумно, как и подобает концептуалисту, жонглирующий текстами и изображениями, – художник стильный.

Около двух десятков лет минуло с тех пор, как он выделил в своем художественном лексиконе место для «Гарнитура». Идея ансамбля, рождающегося из разных, но равноправных частей, создает поле смыслового напряжения. Игра на этом поле предусматривает самые разные исходы. И что особенно греет душу, конечная точка во многом зависит от предложенной самим зрителем трактовки. Новую выставку, например, художник начал с показа мебельного гарнитура «Святой Себастьян». Позаимствованные из иконописи престолы подпирают, вонзаются в их плоть красные супрематические клинья – слетевшие то ли с работ Малевича, то ли с плаката Эля Лисицкого «Клином красным бей белых!». Тут – и главные культурные коды – икона и авангард, берущие в скобки культуру между Средневековьем и XX веком. И принципиально разные идеологии – вот заварили же кашу (Захаров рассыпал на полу овсянку и стал ее варить с помощью «булькающей» видеопроекции)! Провокационное столкновение двух стилистик абсолютно неплодотворно с точки зрения функциональности – едва ли придется использовать мебель по назначению. Однако такое «препарирование» одного стиля другим – с их, мягко говоря, разнонаправленными духовными поисками – важно именно как философский, художественный и какой угодно еще интеллектуальный эксперимент.

На втором – собственно, по римским следам устроенном – этаже галереи материя измельчилась: фотографии, видео, бумажки и кусочки высохшего пластилина. Вадим Захаров опять в маске пастора и опять проделывает трюки над собой и над окружающим пространством. Рим уставлен «ловушками»-вопросами о религии, об искусстве, о первичности и о соотношении того и другого. Неудивительно, что «римский» зал выставки тоже об этом. О вопросах и о преодолении границ: «No distance», – предупредили заранее. Собственно, так называется акция, осуществленная вместе с художником Михаэлем Гримальди. После длительных манипуляций на экране появляется рисунок мертвого пастора. Но «Мертвый пастор, ловящий ангелов» – другая акция, видеосвидетельство которой находится ровно напротив. Захаров-пастор выпускает бумажного ангела. Лежит на полу. Героически-неподвижно. Конвульсивно дергает пальцем. Под сопровождение «The Gregorians» – правда, момент, который мог бы показаться пафосным, остается в приемлемых рамках, так как дело происходит едва ли не в офисе. Мы поняли! Пастор управляет ангельским хором! Нет, это художник Гримальди, ваяя что-то за мольбертом, дергает за нитку, привязанную к руке пастора┘ А напротив, в «No distance», руки Гримальди и пастора связаны, и снова выясняй, кто кем руководит.

Захаров, как черновики сочинения, притащил «оттиски с сувенирного бюста Папы Иоанна Павла II». Отпечаток на материи – был же «Спас Нерукотворный» – стал гуашевым пятном на оберточной бумаге. «Касание сакрального» – это пластилиновые комочки, оставшиеся после прикосновения к решеткам исповедален римских церквей. Концепция тактильного познания сути, предложенная Захаровым, ведет довольно путаной дорожкой. К святыням прикасаются и паломник, и простой зевака-турист. Причем в момент прикосновения столетия сжимаются в одно мгновение, а все прикладывавшиеся – в одну фигуру. Пластилиновый же кусочек с оставшимся на нем узором решетки – не только граница сакрального и мирского, но и извечное желание иметь доказательство присутствия (некоторые довольствуются сакраментальным «Здесь был Вася»). И некий сгусток, который будет отфильтрован, отрефлексирован и превратится в художественное впечатление.

Идя в обход эпатажных зон и гендерных вопросов, с серьезным лицом балансируя на грани шутки, Захаров сделал интерактивную выставку. В ней из одной точки, из одной предметной данности, как с вокзального перрона, расходятся по всем направлениям рельсы – те самые «100 интерпретаций 1 работы». Границ непонимания больше нет – зритель думает, что сам отвечает на все вопросы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
348
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
995
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1165
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1799

Другие новости