0
996
Газета Культура Интернет-версия

01.12.2008 00:00:00

В транзитной тесноте

Тэги: выставка, видеоарт


выставка, видеоарт Виктория Илюшкина. Гнездо.
Фото предоставлено организаторами выставки.

В рамках этой кураторской и художественной «кампании» в Государственном центре современного искусства уже открыли выставку видеоарта «DRIFT/ДРЕЙФ». Теперь она потеснилась, превратившись в своеобразный сериал (все показывают на одном экране, друг за другом), чтобы дать высказаться и показаться другим. Проект международный, соответственно в нем участвуют не только художники из России, но и из совсем разных стран и континентов (от США до Австралии) – как специально приглашенные, так и отобранные через интернет. Transition (или переходность) все они считают одной из главных характеристик актуальности. О разных смыслах самого этого понятия наперебой – буквально перебивая друг друга – пытаются поведать их произведения (видео, фото, живопись и инсталляции).

Впервые выставка и конференция «In Transition» прошла на Кипре (в Лимассоле) в 2006 году и была организована независимой художественной организацией «НеМе» и Независимым музеем современного искусства. В поле художественного наблюдения попали проблемы миграции (тема, которую этим летом поднял на I Московской международной биеннале современного искусства «Стой! Кто идет?» Московский музей современного искусства) и эмиграции, этнические вопросы, глобальные конфликты и психологическая «неустроенность» отдельного человека┘ Все это – на пересечении культурных традиций, а также разных географий и времен.

Заданная тема распадается на ряд вопросов из разряда почти «проклятых», которые обязательно нужно обозначать, но о решении которых сейчас нельзя высказаться положительно. Кто бы дерзнул поспорить с актуальностью проблем? Однако первое впечатление от экспозиции такое, что представленным проектам тут до невозможного тесно. Кого-то «убрали» в наушники, но оставшиеся все равно «крутят» музыку, щелкают, разговаривают┘

Поисками идентичности (точнее – ее потерей) занялась фотограф Кристиана Солому. Нельзя сказать, чтобы несколько кадров из жизни турецкого населения города Лимассол (Кипр) дали исчерпывающее представление о существовании этих людей. Дети в бедных кварталах – тема исхоженная, поэтому работа превращается в символ «окраинного» выживания вообще. Впрочем, нельзя сказать, чтобы очень запоминающийся в контексте многого, что уже на эту тему сказано. Вопросом о том, как с изменением формы (материала) меняется смысл, озаботилась Татьяна Баданина. Изготавливая бумажную одежду, она составляет вполне очевидную параллель Якову Каждану. Стефанос Павлакис в своей инсталляции читает «вырезанные» из английского словаря глаголы движения и вслушивается в звуки дороги, в гул самолета и т.д. – то есть в само перемещение. Что-то обозначится на перекрестке одного и другого? «Transition» объединяет насущные проблемы с абстрактными размышлениями, переход одних состояний в другие. И спрашивает о том, насколько какой бы то ни было транзит способен провоцировать метаморфозы.


Группа Escape. Сердце Матрешки.

Знаковая для выставки композиция – разместившаяся в самом начале «мозаика» – презентация проектов разных авторов. Об убийстве Анны Политковской и о том, как парижский бульвар Ланн, где располагается посольство России, стихийно получил второе имя в честь журналистки, рассказала Диан Гюйо. О пустых силуэтах вместо портретов конкретных людей, которых общество отказалось по тем или иным причинам замечать, – Адам Бисчек. О кровавом контуре Афганистана, незаживающем шраме войны – Тед Ефремов┘ Переход через границы или его невозможность. Границы государств, эпох, памяти, стереотипов. Выставка нащупывает траекторию «транзита» (иногда это значит, что нужно хотя бы просто поставить вопрос). А вот метафорой организации экспозиционного пространства, пожалуй, мог бы стать «Плацкарт» Дианы Мачулиной. Полки и стенки напирают друг на друга, так что рассмотреть пассажиров, узнать, кто эти люди, находящиеся в переходном пространстве уже не и еще не, – почти невозможно. Так и считать всю сложность заложенных в понятие transition оттенков весьма проблематично из-за того, что выставленные проекты порой заглушают (в прямом и переносном смысле) друг друга в небольшом пространстве, где им попросту негде развернуться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
421
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
443
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
379
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
466

Другие новости