0
962
Газета Культура Интернет-версия

01.12.2008 00:00:00

В транзитной тесноте

Тэги: выставка, видеоарт


выставка, видеоарт Виктория Илюшкина. Гнездо.
Фото предоставлено организаторами выставки.

В рамках этой кураторской и художественной «кампании» в Государственном центре современного искусства уже открыли выставку видеоарта «DRIFT/ДРЕЙФ». Теперь она потеснилась, превратившись в своеобразный сериал (все показывают на одном экране, друг за другом), чтобы дать высказаться и показаться другим. Проект международный, соответственно в нем участвуют не только художники из России, но и из совсем разных стран и континентов (от США до Австралии) – как специально приглашенные, так и отобранные через интернет. Transition (или переходность) все они считают одной из главных характеристик актуальности. О разных смыслах самого этого понятия наперебой – буквально перебивая друг друга – пытаются поведать их произведения (видео, фото, живопись и инсталляции).

Впервые выставка и конференция «In Transition» прошла на Кипре (в Лимассоле) в 2006 году и была организована независимой художественной организацией «НеМе» и Независимым музеем современного искусства. В поле художественного наблюдения попали проблемы миграции (тема, которую этим летом поднял на I Московской международной биеннале современного искусства «Стой! Кто идет?» Московский музей современного искусства) и эмиграции, этнические вопросы, глобальные конфликты и психологическая «неустроенность» отдельного человека┘ Все это – на пересечении культурных традиций, а также разных географий и времен.

Заданная тема распадается на ряд вопросов из разряда почти «проклятых», которые обязательно нужно обозначать, но о решении которых сейчас нельзя высказаться положительно. Кто бы дерзнул поспорить с актуальностью проблем? Однако первое впечатление от экспозиции такое, что представленным проектам тут до невозможного тесно. Кого-то «убрали» в наушники, но оставшиеся все равно «крутят» музыку, щелкают, разговаривают┘

Поисками идентичности (точнее – ее потерей) занялась фотограф Кристиана Солому. Нельзя сказать, чтобы несколько кадров из жизни турецкого населения города Лимассол (Кипр) дали исчерпывающее представление о существовании этих людей. Дети в бедных кварталах – тема исхоженная, поэтому работа превращается в символ «окраинного» выживания вообще. Впрочем, нельзя сказать, чтобы очень запоминающийся в контексте многого, что уже на эту тему сказано. Вопросом о том, как с изменением формы (материала) меняется смысл, озаботилась Татьяна Баданина. Изготавливая бумажную одежду, она составляет вполне очевидную параллель Якову Каждану. Стефанос Павлакис в своей инсталляции читает «вырезанные» из английского словаря глаголы движения и вслушивается в звуки дороги, в гул самолета и т.д. – то есть в само перемещение. Что-то обозначится на перекрестке одного и другого? «Transition» объединяет насущные проблемы с абстрактными размышлениями, переход одних состояний в другие. И спрашивает о том, насколько какой бы то ни было транзит способен провоцировать метаморфозы.


Группа Escape. Сердце Матрешки.

Знаковая для выставки композиция – разместившаяся в самом начале «мозаика» – презентация проектов разных авторов. Об убийстве Анны Политковской и о том, как парижский бульвар Ланн, где располагается посольство России, стихийно получил второе имя в честь журналистки, рассказала Диан Гюйо. О пустых силуэтах вместо портретов конкретных людей, которых общество отказалось по тем или иным причинам замечать, – Адам Бисчек. О кровавом контуре Афганистана, незаживающем шраме войны – Тед Ефремов┘ Переход через границы или его невозможность. Границы государств, эпох, памяти, стереотипов. Выставка нащупывает траекторию «транзита» (иногда это значит, что нужно хотя бы просто поставить вопрос). А вот метафорой организации экспозиционного пространства, пожалуй, мог бы стать «Плацкарт» Дианы Мачулиной. Полки и стенки напирают друг на друга, так что рассмотреть пассажиров, узнать, кто эти люди, находящиеся в переходном пространстве уже не и еще не, – почти невозможно. Так и считать всю сложность заложенных в понятие transition оттенков весьма проблематично из-за того, что выставленные проекты порой заглушают (в прямом и переносном смысле) друг друга в небольшом пространстве, где им попросту негде развернуться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
336
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
983
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1152
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1781

Другие новости