0
1071
Газета Культура Интернет-версия

22.12.2008 00:00:00

Что, правда, ничего не происходит?

Тэги: манеж, фото, выставка


Проходящий в восьмой раз конкурс «Серебряная камера» по-прежнему ставит своей целью архивировать фотохронику столичной жизни. С помощью работ в номинациях «Архитектура», «События и повседневная жизнь», «Лица». Кроме того, состязание позиционирует себя как стартовую площадку для молодых фотографов. Собственно, с этим вроде все в порядке: как заявила директор МДФ Ольга Свиблова, больше 60% участвовавших в конкурсе – авторы до 30. А вот в том, что касается составления фотолетописи, ощущается некий недостаток фактов.

Из 10 тыс. присланных фотографий отобрано примерно 3 тыс. Около 700 теперь висят в Манеже, остальные транслируются там же в виде слайд-шоу. Вообще-то можно не волноваться. Новые лауреаты уже известны (на прошлой неделе состоялось заседание жюри, которое спорило-спорило, но все же выделило главных). Экспозиция, правда, интригу сохраняет – вплоть до начала января. Хотя бы ради вручения «Приза зрительских симпатий».

Скользя взглядом по архитектуре, на «Серебряной камере» традиционно показывают стройку Сити-центра, традиционно же углубляются в спальные районы. Вновь несколько серий фокусируются на графике архитектурной поверхности, на кожу здания. Тема, конечно, привлекательная, но мстительная. Месть в данном случае – обратная сторона кажущейся простоты. Ритм, цвет, свет и тень, наконец, масштаб – надо умудриться показать так, чтобы это стало открытием не только для вступившего на новую стезю автора, но и для зрителя, смотрящего лишь на одну из N-ных серий подобного рода. Историческая застройка, включая и ту ее часть, что, как говорится, еле дышит, тоже попала в объектив, и это отрадно – правда, пока скорее как сюжет, а не его фотографическая реализация. «Лебединая песнь русского модерна» – поставленные одним и тем же (вправо да влево) лихим углом окошки. Получается однообразный, но бодренький марш. Смелые ракурсы куда больше к лицу конструктивизму – и он, громко зарождавшийся и довольно тихо сейчас умирающий, явлен «Новыми фотографиями исчезающих зданий». Ч/б снимки, конечно, хороши – но они не показали нечто настолько новое, что бы взбудоражило сонного обывателя. Впрочем, сама проблема старая.

Идешь мимо. Картину ушедшей московской жизни пытаются составить из снимков повседневности. Школьники, выстроенные перед объективом в момент прерванного празднества последнего звонка. Одетые в граффити дома, разгоряченная публика, резвящаяся в фонтанах на Манежной┘ Люди на улице в день президентских выборов и неподалеку – в новогоднюю ночь – не сказать, чтобы серии эти были принципиально друг от друга отличны. Останавливаешься около «Демонстрации поколений». Она пестрит красным – то флаг в руках у дамы в шляпе, то знамена в отражении роскошных витрин┘ И на злобу дня, и с сюжетной зацепкой (как примирить – хотя бы в собственном сознании – не лишенную элегантности женщину и коммунистический флаг?), и с ясно читаемой эстетикой кадра (с жутковатой живописностью красного). Красноречиво.

Довольно удивительно, что июньская футбольная победа над Голландией, которой у нас не могли нарадоваться даже после последовавшего за ней поражения, попала в объектив лишь единожды. Чередой идут будни. Серия «ЧК», подглядывающая за покупателями, с чеками в руках проводящими сравнительную ревизию купленного и уплаченного. Вот полки супермаркета с ценниками (видно, кому-то не дает покоя слава Андреаса Гурского, чей снимок «99 центов» ушел с молотка Sotheby’s за 3,3 млн. долл. и стал самым дорогим в истории фотографии). Барахолка. Московское метро (с любопытным наложением усталых лиц на «рябь» мрамора подземных советских дворцов-метро – в серии «Мрамор»). Бытье московских цыган. Повседневнее некуда, а с событиями дефицит. Неужели и правда за два года («срок годности» конкурсных снимков) ничего в нашей жизни не произошло? Не бывает так.

Хотя есть такая реальность, о которой нужно напоминать еще и еще. С фотографий «Ракового корпуса» смотрят (или не смотрят, а просто пытаются жить) дети: маленькая девочка в переходе между больничными корпусами, пухлый веснушчатый мальчик┘ В прошлом году специальный спонсорский приз в номинации «Лица» получила серия Владимира Мишукова «Синдром любви», объединившая детей с синдромом Дауна и звезд. Работ таких, к сожалению, всегда мало, посмотрим, заметят ли их теперь.

Одна из странностей экспозиции – обилие конкурсных проектов с невыстроенной драматургией. Есть немногие, выдержанные действительно как цикл со своей фабулой, однако в большинстве случаев интересным оказывается один, ну два-три снимка. А остальное – как отвлекающий фон. Возможно, это как раз следствие открытости конкурса для любителей. Другая особенность – стремление к эстетству, которое, как часто кажется, достигается взамен на сюжетную интригу. Ту, которой особенно ждешь от фоторепортажа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
283
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
924
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1081
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1674

Другие новости