0
1312
Газета Культура Интернет-версия

23.02.2009 00:00:00

Блистательная Порта в палате, Великие Моголы в звоннице

Тэги: выставка, кремль, моголы, индия


Экспозиция, которая═продолжает начатый музеями Кремля в 2004-м цикл «Королевские и императорские сокровищницы в Кремле», пришлась на Год культуры Индии в России. К этому нужно добавить, что в 2001-2005 ее видели в Британском музее, в Метрополитен-музее, в Музее изобразительных искусств Хьюстона, в Королевском дворце Мадрида, в берлинском Мартин-Гропиус-Бау и в Лувре. После Москвы ювелирное искусство, оружие и другие свидетельства могольской любви к роскоши отправятся в Эрмитаж. А сейчас витиеватую, как восточный ритуал, выставку можно посмотреть в зале Успенской звонницы Кремля.

История определила Моголам три века правления. В 1526 индийским правителем стал Бабур, выходец из Моголистана, объединявшего тогда земли Центральной и Средней Азии, далекий потомок Тимура и Чингисхана. «Великими» Моголов назовут столетие спустя восхищенные европейские путешественники. Европейцы же - англичане - в 1857-58 низложат последнего правителя династии.

Чего там только нет┘ Традиции резьбы, инкрустации, чеканки и гравировки┘ Две с половиной сотни «слов» (ювелирных украшений, оружия и сосудов) из хвалебной песни об империи могущественных падишахов периода расцвета - XVI-XVII столетий. «Визитка» выставки - фрагмент блюда, воспроизведенный на больших городских баннерах. На самом же деле речь идет о предмете, составляющем всего-навсего 10 сантиметров в диаметре. Но признаки большого стиля и могольского вкуса налицо: рубины, изумруды и золото. Золото, благодаря очень высокой степени очистки, «приклеивается» к драгоценным камням в виде тонкой, как фольга, оправы (древняя индийская техника кундан). Пристрастие к сочетанию винно-бордового и зеленого - повсюду. Кроме камней - в прихотливых эмальерных цветочных орнаментах: например, на перстнях лучников (декорированных даже с внутренней стороны!) и на рукоятях кинжалов┘ Как обойтись без блюдца из горного хрусталя, сделанного в форме листьев да еще с вырезанными на них цветами? Никак. И уж совсем как без рук без церемониального жезла из необычного разнородного нефрита, который одновременно (так и написано) - «спиночесалка».

Что только там и есть?! Например, уникальное индийское изобретение - кинжал катар. Двойная рукоять крепится к длинным поперечным выступам, и то и другое испещрено тонким орнаментом, но - и то и другое для лучшего упора ладони и для более сильного удара.

С Россией у Индии связей тогда не было, и в коллекции Кремля индийских изделий нет. Хотя есть привезенные оттуда камни, к примеру, алмазы. Могольская империя контактировала с Европой. Известно, что в Гоа обосновались португальцы. И вот на выставке есть одно кольцо конца XVI - начала XVII века. На нем - не разноцветье, а белая эмаль и золото, не безудержное разнотравье, а стилизованный на европейский манер орнамент из листьев-завитков.

Напомню, что сейчас в Кремле открыты одновременно две восточные экспозиции - турецкое искусство Блистательной Порты (см. НГ от 25.12.2008) и вот теперь еще искусство Моголов. Отсюда - их неизбежное сравнение. С точки зрения организации, две выставки «одного профиля» могут стать рискованной затеей -═все равно кто-то получит второе место. С другой стороны, это удачная возможность сравнить традиции двух культур. И все же новая, могольская, экспозиция выглядит несколько перегруженной и путаной от перечисления разделов (их 13!) и «перекрестных ссылок» внутри них. Может, дать больше контекста, например, о красочных традициях торжественных приемов-дарбаров? С турками получилось проще: зал поделен на войну и мир, внутри них искусство.

Но! Не стоит забывать, что индийская экспозиция представляет совсем молодую коллекцию, собиравшуюся в 1960-90-х шейхом Насером и шейхом Хуссах аль-Сабах из правящей династии Кувейта. В 80-е собрание было передано в Национальный музей Кувейта, но в 1990-м он попал под обстрел в ходе конфликта с Ираком. Коллекцию вывезли, потом вернули в запасники┘ В каталоге к выставке сказано, что за неимением других крупных собраний ювелирного искусства Индии этого периода, специалистам трудно вводить памятники в научный оборот. Возникают сложности с атрибуцией, с систематизацией произведений. Поэтому уже то, что мы видим вещи, многие из которых были приобретены в конце 90-х, а в постоянную экспозицию музея Кувейта вернутся лишь в 2011 (когда здание будет отреставрировано) - дорогого стоит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
414
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
435
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
371
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
457

Другие новости