0
1834
Газета Культура Интернет-версия

03.09.2009 00:00:00

Ученик "дьявола"

Николай Шейко

Об авторе: Николай Михайлович Шейко - режиссер, заслуженный деятель искусств России.

Тэги: режиссер, плучек, театр сатиры


режиссер, плучек, театр сатиры Классик мейерхольдовского призыва.
Фото с сайта kino-teatr.ru

Последний эшелон мейерхольдовских учеников разменивает столетние юбилеи: в прошлом году Леонид Варпаховский, в этом – Даниил Сагал, Михаил Садовский, на подходе – Вячеслав Сомов, Леонид Галлис, Евгений Самойлов┘

Валентин Николаевич Плучек – из этого «призыва». Пришел он к Мастеру, который был в зените творчества, ушел – когда громили «чужой театр», чертовщину, «темный гений».

Двадцатые-тридцатые годы┘

Торжество искусства Мейерхольда, его школы, его новаторского творчества и трагическая гибель Мастера, расправа над его именем, памятью, величайшими открытиями.

Все вместили в себя двадцатые-тридцатые годы┘

«В 1926 году семнадцатилетним юношей я был принят на первый курс ГЭКТЕМАСа, – рассказывал В.Н.Плучек, – и с тех пор до 1938 года все мое человеческое, актерское, режиссерское становление было неразрывно связано и, если так можно выразиться, пронизано и напитано Мейерхольдом».

Плучек – ученик. Талантливый ученик. Великий ученик. Ученик Мастера. Чуть не сказал – «Ученик дьявола». Вообще-то, обмолвка возможна. Плучек любил Шоу, Всеволода Эмильевича сравнивал с Ричардом Дадженом и загадочно так говорил: «Ричард ведь жалеет дьявола, сражается за него против всего мира».

«– Даже если весь мир прав, а мой учитель не прав, все равно, я – за моего учителя», – так признался однажды своему младшему товарищу Сергей Михайлович Эйзенштейн.

Плучек любил Мейерхольда всю жизнь. Выступая на первом мейерхольдовском вечере в МГУ 27 марта 1961 года, он сравнивал его с Саваофом, создающем мироздание театра.

Пожалуй, никто в наше время не говорил о театре так заразительно, захватывающе, ярко, как Валентин Николаевич Плучек. Сам он рано стал наставником и воспитателем (достаточно вспомнить 1939 год – легендарную театральную студию Арбузова и Плучека и единственный в своем роде «Город на заре»).

Труппа Театра сатиры времен расцвета – чудо чудное, оркестр, ансамбль, коллекция. А режиссер божьей милостью Плучек оставался лицедеем, когда «колдовал» свои спектакли, пародировал Мейерхольда или Михоэлса, показывал актерам на репетиции┘ будто о нем сказано (вспомним еще раз Джорджа Бернарда Шоу): «Это человек, который живет, как бы играя роль, и все ее острые моменты он исполняет в стиле прирожденного мастера высокой комедии».

Лучшие спектакли Валентина Плучека «А был ли Иван Иванович?» и «Теркин на том свете» были удостоены высшей награды – их сняли раз и навсегда.

Долгая и щедрая жизнь Валентина Николаевича Плучека в искусстве – это годы становления таланта ученика Мастера, превращения его самого в Мастера сцены, классика русского театра XX века.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Депутаты предлагают узаконить банковское ПВО

Депутаты предлагают узаконить банковское ПВО

Иван Родин

Подразделениям ЦБ РФ позволят самостоятельно отбиваться от украинских дронов

0
455
Адвокатура опасается процессуального усиления прокуратуры

Адвокатура опасается процессуального усиления прокуратуры

Екатерина Трифонова

Инициатива коммунистов может быть поддержана, чтобы вернуть судопроизводство к советским стандартам

0
439
ЛДПР не удается обогнать КПРФ в телеэфире

ЛДПР не удается обогнать КПРФ в телеэфире

Дарья Гармоненко

На государственных каналах отсутствует предвыборная борьба партий за второе место

0
436
Зарплатный бум слабо отразился на продажах продуктов

Зарплатный бум слабо отразился на продажах продуктов

Анастасия Башкатова

Потребительские расходы годами не успевают за увеличением доходов населения

0
520

Другие новости