0
1138
Газета Культура Интернет-версия

22.03.2010 00:00:00

Человеческие связи, или Да здравствует король!

Тэги: манеж, выставка, фото


Традиционно в Москве «март, апрель и май - весеннее фотополоводье», - говорит директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова. Первые экспозиции нынешней Фотобиеннале открылись в Московском музее современного искусства еще 10 марта. Но все привыкли: настоящий старт фестивалю дает открытие на главной площадке, в Манеже. При радующем глаз огромном количестве гостей в Манеже представили выставки Мартины Франк, Элиотта Эрвитта и Андрея Безукладникова. А также Питера Линдберга и Паоло Роверси для любителей fashion съемки.

Андрей Безукладников - отец крупнейшего отечественного фоторесурса Photographer.ru. Показывает рассредоточенное преимущественно между родной Пермью и Москвой «Прозрачное время». Это прозрачное время забрезжило вместе с надеждой на будущую свободу в 1985-м. В прошлом году во время «Моды и стиля в фотографии» на этом месте в Манеже висели снимки с выставки «Хулиганы 80-х». Теперь тех неформалов сменили другие - Тимур Новиков, Гоша Острецов, Георгий Литичевский. Литичевский красноречиво представлен еще и собственным книжным шкафом. Портреты полуподпольной богемы чередуются с эстетскими натюрмортами, советскими праздниками и пациентами тубдиспансера. Действительно, слои пространства и времени кажутся прозрачными и накладываются друг на друга с грустной легкостью при составлении панорамы эпохи.

Элиотт Эрвитт - из магнумовского коллектива. Его ретроспектива сложилась в калейдоскоп наблюдений. И в этом калейдоскопе - мать, рыдающая на могиле сына, фотографа и соучредителя Magnum Роберта Капы, подорвавшегося на мине во Вьетнаме в 1954 году. А есть, к примеру, экскурсия за Гойей в Прадо. Причем геометрия снимка оставляет возле «Махи одетой» заложившую ручки за спину даму-экскурсовода, а возле «Махи обнаженной» - мужчин-экскурсантов, застывших в благоговейном созерцании.

Анри Картье-Брессон. Как-то неловко перечислять в сотый раз все его заслуги. Хотя говорить о нем хочется. Основатель Magnum Photos - и довольно. Человек, путешествовавший налегке. Старавшийся быть незаметным - ставший знаменитейшим в истории фоторепортером. Во время Второй мировой служивший капралом. Бежавший из немецкого плена в 43-м после двух неудачных попыток. Первый западный фотограф, аккредитованный в СССР после смерти Сталина. Он говорил, что пытался поймать «повседневную жизнь москвичей с ее человеческими связями». Лаконично и просто - но в 1954-м так непривычно по понятиям советской страны. Исколесивший весь мир и предпочитавший возвращаться дважды туда, где уже бывал, чтобы свериться с собственными впечатлениями. Его выставкой открылась в 1996-м I Фотобиеннале в Москве. А «Vive la France», кстати, называлась одна из его книг.

Придя в Манеж, можно придумать себе игру. Искать аналогии. Тогда эта внушительная многосоставная экспозиция уподобится большому тексту с растянутыми предложениями, насыщенными воспоминаниями и сравнениями. Почти как у Пруста или Набокова. Все герои друг с другом тесно связаны. Человеческими связями. Если начать играть - разбираться в таком тексте - то на пустынный пейзаж Картье-Брессона «В Бри» с дорогой, втиснутой в аллею и устремившуюся к горизонту, откликнется «Большой Париж» его жены Мартины Франк. На ее снимке машина сонно ползет в тумане туда же, к краю земли, по дороге, обсаженной деревьями. Изабель Юппер могла бы посмотреть на «разных» себя - в молодости (такое дерзкое выражение лица!) и сейчас, просто перейдя от фото г-жи Франк к сделанному Питером Линдбергом. Знаменитый прыжок растворяющейся в воздухе, смазанной мужской фигуры на вокзале Сен-Лазар у Картье-Брессона аукнется у Элиотта Эрвитта, когда его объектив поймает смазанный полет голубя через пустынную улицу Орлеана. Возникает удивительное ощущение: виденные каждым и не раз эпизоды вдруг замедляют бег, становятся значительнее просто оттого, что вы смотрите их с помощью чужой оптики. Где-то картинка четкая - в другом месте зрение расфокусировано┘ И вы сами будто бы тоже начинаете жить в том же ритме, смотреть «как тогда» сцену многолетней выдержки. Сначала ее узнал один фотограф, после и по-своему другой. Затем - вы. И в этом тоже есть человеческие связи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
389
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
400
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
343
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
425

Другие новости