0
2888
Газета Культура Печатная версия

26.04.2010 00:00:00

Мы русские, с нами – Vogue

Тэги: кино, премьера


кино, премьера Куда ж нам дальше плыть?
Кадр из фильма «Утомленные солнцем-2. Предстояние»

На минувшей неделе в прокат вышла первая часть дилогии «Утомленные солнцем-2» – «Предстояние». За три часа зритель успевает увидеть тонны бутафорского мяса и много православной символики.

1943-й. Сталин, оставив дела (кроме игры на рояле), ищет комдива Котова. Разумеется, с легкой руки вождя все спецвойска страны занимаются тем же. Повзрослевший Митя Арсентьев, теперь полковник НКГБ (Олег Меньшиков), нагло врет в глаза Сталину, что жена и дочь комдива сгинули где-то в лагерях, а сам, выйдя от отца народов, садится в машину к Виктории Толстогановой, получившейся из Ингеборги Дапкунайте. Тем временем Надя, дочка комдива (Надежда Михалкова), демонстрирует стать зрелой женщины и выправку сержанта медицинской службы. Пятилетняя кроха в первых «Утомленных солнцем», действие которых происходит году в 36–37-м, она к 41-му чудесным образом вырастает в девицу на выданье (хотя, если посчитать, ей всего 10 годков должно быть). Правда, косички с бантиками да пионерский галстук лишь подчеркивают неловкость детской экипировки для взрослой женщины.

Сам же Котов, вполне себе упитанный зэк, натянув на левую руку перчатку со стальными пальцами и выдвижными лезвиями, выданную ему, очевидно, в лагере, спасается из лагеря, откуда вскоре попадает в штрафбат. И ни в какую не хочет оттуда переводиться в нормальные войска. Как объясняет майор-смершевец в исполнении Сергея Маковецкого, Котов не готов бросить боевых товарищей. Товарищей его, правда, почти всех разметало – там рука, тут нога. Остатки советских солдат (заметим, кстати, что немецких трупов в фильме практически нет, если не считать глядящего из темноты амбара лица какого-то Ганса с вилами в горле) живописно разбросаны на первом плане вперемешку с догорающими головешками. На заднем же плане – хорошо и четко прорисованные хорошей компьютерной программой полуразрушенные дома.

А может, авторы схитрили, и фильм задумывался как изначально нелепый комикс? Если бы так - цены бы ему не было. Куда только делась драматургическая стройность первых «Утомленных...», во многом определившая их успех 16 лет назад? Причем если над первым сценарием работали двое – сам Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков, то за второй взялась целая команда сценаристов, среди которых – и маститый Глеб Панфилов (Ибрагимбеков отказался с самого начала). Команда потрудилась над созданием длинной череды разрозненных кусков, связать которые между собой оказалось не то что не под силу – такой задачи, кажется, никто перед собою и не ставил. Впрочем, как объяснял Михалков, свою задачу он видел в заочном ответе Спилбергу и его рядовому Райану. Так вот – если б назвали сразу вторых «Утомленных...» комиксом – может, одним вопросом меньше стало бы, потому что в комиксе какая может быть сверхзадача? Ну а гомерический хохот, возникающий время от времени в зрительном зале, можно было бы объяснять, например, сказочной наивностью мифологических персонажей и ситуаций. Несчастный чеховский Гаев, вынесший столько насмешек после своего монолога, обращенного к «многоуважаемому шкафу», мог бы смело передать пальму первенства по части нелепых монологов Наде Котовой. Ее беседа в море с вынесшей ее на берег миной: «Спасибо, дорогая мина! Чмок. Чмок» – легко потопит сотню гаевских шкафов.

Бессмысленно задавать создателям ленты вопросы относительно достоверности происходящего на экране. Скажешь, например, что не станет цыганская девочка петь и плясать рядом с родительскими трупами перед немцем, чтобы тот сохранил ей жизнь, а в ответ услышишь что-нибудь вроде «Откуда вы знаете? На войне и не такое бывает, вы там не были». Или что человек с вывороченными кишками, как тот майор штрафбата в исполнении Евгения Миронова, перед тем как застрелиться от безнадеги, не станет произносить монолог о никчемности Сталина┘ Или что обожженный до костей изуродованный танкист вряд ли способен искрометно шутить и улыбаться┘ Каждый подобный вопрос неизменно разобьется о непробиваемо-гранитную сказку о художественном вымысле во благо искусства. Художнику или тому, кто себя таковым считает, таких вопросов не задают – они изначально порочны и бессмысленны, эти вопросы, потому что возникают только тогда, когда не веришь в «киноправду». Когда киноправда оборачивается кинофальшью. С фальшью спорить бессмысленно. Если она есть в произведении, значит, автор ее не видит.

Эпоха вроде бы сегодня другая. Меняется фразеология, не меняется суть. Фальшь как была, так и есть. И не меняют дело ни чудесное спасение Нади на мине после крещения в открытом море безногим священником (Сергей Гармаш), ни удивительные приключения бомбы в православном храме, где укрылся герой, – пробив купол, бомба запутывается в паникадиле (что, разумеется, невозможно по законам физики, но разве это важно?), ни политкорректность, заставляющая солдат разных конфессий молиться в окопе – каждый своему Богу.

Однако беда даже не в этом. В конце концов какое нам было бы дело до режиссера, снявшего плохой фильм? Но очень хотелось бы, чтобы кто-то объяснил: почему такое кино крутят в Кремле? Почему, кто, зачем навязывает нам весь этот катастрофический гламур? Ладно, «великое кино о великой войне» – Бог с ним, есть деньги – хоть апостолом Павлом себя назначай, если посмешищем стать не боишься. Но когда режиссер, снимающий такое кино, стремится стать законодателем киномоды и киновкуса и – как следствие – системы финансирования, это означает одно: в нашей стране снова востребованы не искусство, не правда, а отдельные придворные «творцы», которые обеспечат поддержку государственной идеологии. В этом болоте мы уже когда-то побывали. Что ж, окунемся еще раз. Госгламур не знает пощады.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Василий Сафонов наверняка был бы счастлив

Василий Сафонов наверняка был бы счастлив

Надежда Травина

Большому залу Московской консерватории – 120 лет

0
381
О свойствах страсти

О свойствах страсти

Галина Коваленко

В петербургском МДТ поставили поэтический спектакль

0
403
Открой эту чёртову дверь

Открой эту чёртову дверь

Наталья Якушина

Спектакль о домашнем насилии поставили в Астрахани

0
429
Роботы идут на войну

Роботы идут на войну

Дмитрий Литовкин

Минобороны формирует первое бездушное подразделение

0
1105

Другие новости

Загрузка...