0
865
Газета Культура Интернет-версия

29.04.2010 00:00:00

Звонок на фронт


Франческа Ярбусова. Волчок в дверях старого дома.
Сцена из фильма «Сказка сказок»

Так называется выставка Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой, языком мультфильма «Сказка Сказок» вспоминающая войну. Пять лет назад в Пушкинском музее показали большую – очень успешную – экспозицию о норштейновских мультфильмах. Сейчас к 65-летию Победы взяли один, ей посвященный, сделанный детьми войны Норштейном, Петрушевской и Ярбусовой. Эскизы и раскадровки дополнены на современный выставочный лад – винтажной одеждой и старым скарбом. На вернисаже все это озвучивало танго от Людмилы Петрушевской.

Телефон не зазвонит. И все-таки возьмите трубку. В старых черных аппаратах, расставленных по галерее, тихо звучит голос танго. В исповедальной для Норштейна «Сказке Сказок», снятой в 1979-м, запрещенной, лишь год спустя впервые показанной в кинотеатре «Россия» (фильм не сходил с экрана 14 месяцев!), вошедшей в число лучших мультфильмов всех времен и народов, – танго танцуют перед войной┘ Щелчки – из пар поочередно исчезают мужчины. Колышется скатерть прерванного застолья, и летят письма, похоронки┘

Инсталлированная на все три яруса галереи экспозиция, которую с некоторым опозданием можно приурочить и к 30-летию «Сказки Сказок», пытается воссоздать атмосферу 40-х. Надо думать, именно для этого новый директор галереи, сын соавтора по сценарию «Сказки» Людмилы Петрушевской – Федор Павлов-Андреевич привнес во вполне традиционное выставочное пространство «оживляж». В катакомбах галереи один зал отдан на посиделки барахольщикам со всякими старостями. В другом зале модельер Александр Петлюра одел манекенов по моде 40–50-х годов. Манекены из универмагов, честно говоря, диссонируют с камерным строем выставки – может, лучше просто развесить одежду на вешалках, чтобы она пусто и тихо качалась? Но как ни относиться ко всей контекстной вставке, нужно признать – убранная в подземный этаж, она сделана тактично и ненавязчиво. И за то спасибо.

В тех же катакомбах стоит старый телевизор и новенькие плазменные панели с интервью создателей фильма, перед ними – потрепанные уютные домашние кресла и кресла ветхого бархата из кинотеатра. Описывая свое детство, Петрушевская вспоминает черты войны: мерный звук самолета и запахи – пережаренных семечек, керосина, хлебных крошек. Капустных листьев, картофельной шелухи, рыбных хребтов – бабка с теткой посылали по ночам поискать хоть чего-нибудь в соседском мусорном ведре.

Чуть выше крутят сам фильм. Дама в первом ряду громким шепотом готовится: «Ну вот, сейчас опять буду плакать. Сколько раз смотрела – всегда плачу». Еще выше – самое главное: эскизы и комментарии-воспоминания. Вообще-то большая часть оригиналов сейчас на выставке в Японии, но выход нашли. Между оставшимися в Москве эскизами (из собрания Музея кино) повесили огромные цветные копии: вот, например, «вспыхнул» на свету чай в стакане – точь-в-точь как на натюрмортах Петрова-Водкина. Сделали нечто вроде гигантского фонаря с рисунками на плафоне: вот он бык, как у Пикассо, вот Поэт, похожий на Гумилева┘ Поставили швейную машинку – на педали такой же машинки качался Волчок. «Утыкали» одну из стен раскадровками на выцветшей бумаге. В витринах разложили самые мелкие детали – нарисованные лица, кисти рук, листья, танцующие танго пары (это лейтмотив всей выставки) – то, что оживает благодаря технике многоярусной перекладки изображения.

Утром в день открытия художник дорабатывал последние выставочные детали. Возился с бумагой и ножницами, создавая иллюзию, будто навязчивые журналисты ненароком попали в его мастерскую. Страстно говорил о том, что его работы сейчас интереснее в Штатах, чем здесь. Что в нашей мультипликации «происходило бы много хорошего, если бы страна раскошелилась», но Союзмультфильм «подыхает». Негодовал, что «у нас боятся говорить правду руководителям».

Тексты-комментарии к «Сказке» были еще на той выставке в ГМИИ в 2005-м. И инсталляция с летящими с войны письмами тоже была. Но это не так уж важно. Эти тексты про перешедшие к Волчку глаза котенка, которого кто-то «недотопил», кто-то спас, про разрушающуюся Марьину Рощу, где вырос Норштейн, про «цыпки» старой краски на двери┘ про череду впечатлений и нюансов, из которых вынашивается фильм, – они же не надоедают. Как всякое бесхитростное проявление добра – которым мы отчего-то так неохотно стали делиться с другими┘ Когда будете уходить, оглянитесь – Волчок качает колыбель и смотрит вперед. Это у него «Большие глаза войны».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
389
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
400
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
343
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
425

Другие новости