0
1258
Газета Культура Интернет-версия

05.08.2010 00:00:00

Бюстгальтер для испытаний

Тэги: фестиваль, искусство, выставка, винзавод


фестиваль, искусство, выставка, винзавод Искусство требует сил и выносливости.
Фото с сайта Винзавода

Только что прошла II Биеннале молодого искусства – а выставочный зал Государственного центра современного искусства и Цех Красного вместе с Цехом Белого на Винзаводе с поразительной скоростью перевоплотились в новые экспозиции Фестиваля коллекций современного искусства. Отвечая перекрестному Году России–Франции-2010, стартовый проект представляет в Москве художников из знаменитой FRAC Bretagne (Региональный фонд современного искусства). В ответ ГЦСИ повезет digest своего собрания во Францию. Итак, под вспоминающим тезис Жака Рансьера эпиграфом «Из чего делают искусство, что делает искусство» в ГЦСИ показывают выставку «После живописи», а на Винзаводе – «Испытание реальности» (обе – из FRAC) и русско-французский проект «В настоящем». Элементы триптиха оказались неоднородными.

Первая часть этой трилогии – «После живописи» – про дееспособность этого вида искусства и про поиски формы. Тут и обманка от Бертрана Лавье (объекты которого, сделанные в иной манере, но преисполненные той же идеи смыслового сдвига, недавно показывали в ЦУМе) – где холст неотличим от фотоснимка. И коллажи. И абстракции от Саркиса, создающие акварельные абстракции по мотивам пейзажей Каспара Давида Фридриха. Третья составляющая – «В настоящем» – дала волю пяти французам и пяти российским художникам, чтобы выяснить их отношения с действительностью. История, как показалось, недокручена – при сильных работах (из россиян тут и видео Виктора Алимпиева «Зарницы», и объекты Юрия Альберта и Ольги Чернышевой) не хватило связующего раствора. Тема настолько широка, что каждый заходит слишком далеко, увлекаясь собственным рассказом. Поэтому в фавориты хочется выдвинуть «Испытание реальности» – за многообещающую энергию провокации, просвечивающую уже в названии, тонко и иронично выпущенную в пространство Винзавода.

Кураторы от ГЦСИ Ирина Горлова и Михаил Миндлин, а от французской стороны Доминик Абенсур, Катрин Элькар (директор FRAC Bretagne) и Ульрике Кремайер отобрали объекты, по пластической и концептуальной структуре многоуровневые. Причем смешиваются смыслы, едва ли не противоречащие друг другу. Смешивают их сплошь звезды – Кристиан Болтански, Вито Аккончи, Хаим Стейнбах, Мирослав Балка, Фабрис Ибер (к сентябрю его персональную выставку готовит Мультимедиа Арт Музей Ольги Свибловой)┘

Личное перерастает в коллективное, затем – в анонимное. Симулякры реальности становятся самой реальностью – альтернативной. В «Архивах» Кристиана Болтански на детские фотографии, развешенные на стене, как бы засвечивая их, «глядят» лампочки, а под ними каким-то зловещим символом висят жестяные коробки. Урны? Оплакивание? Или это только коробки из-под сладостей? Мирослав Балка в инсталляции «2x(216x35x65), 190x83x48» ставит и кладет согнутые посередине полосы ржавого железа, заставляющие вспомнить архитектонику вертикалей и горизонталей. Но одновременно тот кусок, что лежит, вдруг норовит прикинуться ложем, причем очень может статься, что погребальным. В разряде зрелищных проходит «Переносной настенный бюстгальтер» Вито Аккончи, известного своими опытами с телом и со сферой приватного. Гигант больше человеческого роста «сшит» из гипса и тряпочной подкладки – и поскольку в комментарии прописано, что эта деталь туалета по совместительству служит «креслом, палаткой, навесом», то тут-то частное мгновенно переворачивается с ног на голову, становясь не только огромным арт-объектом, но и общественным пространством. Все это должно сопровождаться записью авторского дыхания и радио – правда, в первый день выставки они почему-то не работали. В слайд-шоу Бернара Войта происходит подмена поэтической реальности искусно поданной обыденностью. Взгляд устремляется в погоню за холмами-равнинами и всякими прелестями пейзажа, в то время как нам показывают всего лишь увеличенный ворсистый ковер.

Все эти монументальные объекты редкого, надо отметить, изящества беспрестанно ставят в тупик, вместе с тем заставляя искать из него выход. Энергия этой выставки не иссякает до самого последнего объекта. И пусть «Испытание реальности» в очередной раз задает навязший в зубах вопрос об отношениях искусства и мира (и способно ли искусство этот мир изменить). Получившаяся аранжировка, превращающая ответ в провокацию, выбивающую из-под ног почву уверенности, вызывает, вспоминая Бродского, «лишь благодарность».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
421
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
443
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
380
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
466

Другие новости