0
913
Газета Культура Интернет-версия

24.08.2010 00:00:00

Не понял юмора

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - зав. отделом культуры "Независимой газеты".

Тэги: театр, премьера


театр, премьера В этой сцене обитатели зоопарка живо обсуждают перспективы естественного отбора. Сцена из спектакля «Семь дней до потопа».
Фото Михаила Гутермана

«Семь дней до потопа» – пьеса братьев Пресняковых, премьеру которой сыграли в Театре им. Станиславского. Первая премьера московского сезона вряд ли вспомнится к его концу, но в августе, когда «Семь дней...» – фактически единственный повод поговорить о театре, и она заслуживает разговора.

«А что вообще?» – вопрос моей знакомой, московского режиссера, которая сейчас отдыхает вдали от Москвы. Подразумевается – что нового. Рассказываю о премьере у Галибина. Надо уточнять: ставил не он, а приглашенный режиссер, Владимир Петров. Формулирую коротко, в смысле – смотреть не стоит.

«Что, совсем плохо?..»

Нет, ну, там есть момент, когда Константин Богданов, который играет гориллу, произносит прочувствованный, пронизанный просвещенческим морализмом монолог, о том, что все беды не снаружи, а внутри нас... Такой неожиданный – никто же не ожидает, что горилла заговорит, хотя перед тем звери не шутя обсуждали перспективы выживания зоопарка, но горилла в этом споре хранила величественное молчание... Главный герой Йон (то есть Ной наоборот) – его играет Макс Шахет. Лысый череп, интересное лицо, но в «39 ступенях», его дебюте на сцене Театра Станиславского, он смотрится уместнее, как-то понятнее – в смысле он сам, кажется, лучше понимает, что от него там требуется. Играет смешно, не теряя несколько растерянного и одновременно серьезного выражения лица. Помните чешский мультфильм про Гржимека и Вахмурку? Он похож на одного из них...

Братья Пресняковы? Это те, которые написали «Изображая жертву». Видели фильм Кирилла Серебренникова? Понравился? Мне его же спектакль кажется лучше, а еще лучше другой спектакль, который поставил по этой пьесе не Серебренников, а Вячеслав Кокорин в Екатеринбурге. Но кто его видел, тот спектакль?.. Один мой знакомый режиссер, большой консерватор, называет их братья-разбойники. Но это – когда они были на коне, казались главными представителями новой российской культуры на мировом театральном рынке, когда, говорят, их ставили наравне с Чеховым. Интерес к ним, мне кажется, пошел на убыль после романа «Убить судью», вышедшего вскоре после очередного чемпионата мира по футболу, где Пьерлуиджи Коллина как-то не на шутку многих раздражил. И роман вышел кстати. Но читать было неинтересно. А зачем роман, если страницы переворачиваешь безо всякого любопытства и чем дальше – тем скучнее?

Вот и «Семь дней до потопа». Ждали, что главную роль сыграет Сергей Шакуров, но весной, накануне премьеры, ее перенесли на новый сезон. А к осени уже и Шакурова не было, и, если память мне не изменяет, состав исполнителей вообще претерпел изменения (в программке: Первая крыса – Татьяна Ухарова, а на сцене только одна крыса, и играет ее другая актриса). А сюжет? Человек приходит в супермаркет и никак не может спрятаться от назойливого мерчендайзера, который требует, буквально заставляет героя купить пачку чипсов... Совершенно определенные чипсы: на сцене – огромный, можно сказать, рекламный транспарант, и в руках у всех – только эти чипсы (мне эта реклама, никак нигде не отраженная, больше всего не понравилась). Отвертеться нет сил, но тут выясняется, что в этой пачке – приз, настоящая яхта, а через семь дней – очень кстати – потоп. Чудная завязка! Дотянуть бы... Хотя бы до потопа. Но на это нет сил, причем, на мой взгляд, не столько у авторов, сколько у режиссера, который никак не может поймать необходимую меру агрессии и иронии, серьеза и совершенного равнодушия, – текст хороший, но играют его так натужно, что ясно: этот натуг не исправить ни к пятому, ни к десятому спектаклю. Надо менять условия игры.

Мне понравилась Полина Райкина. Она вообще хорошая, я обратил на нее внимание еще в студенческих спектаклях – она училась в Щукинском училище на курсе Павла Любимцева. И тут – повышенный градус, избыток эмоций не мешает воспринимать ее – пластическая свобода (гены дают себя знать!) сочетается с не меньшей эмоциональной пластичностью (ну и тут, можно сказать, родители ей не мешают). А в остальном... Конечно, нет. По-моему, так не стоит тратить время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
446
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
1860
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2239
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
1842

Другие новости