«Синие носы» не прочь стать объектом самоиронии.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Галерея М&Ю Гельман, в сферу интересов которой давно вошли «Синие носы» Вячеслав Мизин и Александр Шабуров, на этот раз демонстрирует их «Политическое и туристическое видео». Показ роликов 2010 года съемки вперемешку со старыми творениями оказался «на разогреве» у самих же «Синих носов» – в октябре Винзавод обещает их ретроспективу, куда войдут работы от основания группы в 1999-м до наших дней.
«Синие носы» – настоящий художественный бренд. Их можно «предъявлять» одним упоминанием, и сразу в воображении сложится целый свод, части которого – дураковатое видео с политическим уклоном, когда активизируется проблема полюсов влияния США–СССР (а теперь уже России). Русь мчится насаждать шуточную демократию в Штаты, где на судьбу жалуются все «первые лица» – от Энди Уорхола и Элвиса Пресли до Майкла Джексона. Плохих, разумеется, накажут – Буш заплачет на суде. И с уклоном политико-эротическим, когда неприлично веселятся герои в одолженных у разных политических лидеров масочках-лицах. В этом своде и видео с надуманно серьезными акциями протеста со сниманием штанов на фоне главных общественных и туристических объектов вроде Кремля или Думы. И пародирующие яркую плакатную советскую эстетику видеопризывы возвести на героический пьедестал актуальности простого рабочего в каске и с натруженными руками в «братковых» золотых перстнях, к которому, побросав сигареты, устремляются девицы. Замковым камнем свода, разумеется, станет «Эра милосердия» с целующимися милиционерами, прославившая Мизина и Шабурова в 2007-м устами министра культуры Соколова про «позор России». Ее тут нет, но незримо-то она навечно приросла к «Синим носам». Впрочем, это не видео, это – другая история.
Продукт нулевых годов они поставили на дешевое, сделанное «на коленке» искусство. Их видеоарт – плакат и карикатура в одном лице, набухшие мясом и получившие скорость действия. Но написанные, а не сказанные реплики и стоп-кадровые позы (любое движение у «Носов» легко разлагается на отдельные картинки) достались именно от статичного искусства – опять-таки от плаката, комикса, граффити┘ К примеру, из сделанного за последнее время в Галерее Гельмана крутят видео «Витязь на распутье», которое во время второй части выставочного проекта «Русские утопии» недавно показывал у себя «Гараж». Баба, чей прикид составляют кокошник да кеды, проплывает «будто пава» по экрану, вытягивая за собой классические, вечные, «проклятые», избитые, одолженные из исторического культурного арсенала вопросы вроде «Что делать?», «Кто виноват?» и «Кому на Руси жить хорошо?». Нехитрый тест с простыми вариантами ответов от Пушкина до Ксении Собчак. Понятно всем, доступно каждому – искусство, широким фронтом рвущееся в народ. Однако главное тут не популизм, поскольку за ним есть кое-что поинтереснее. С одной стороны, самоирония над собственным тщеславием, существенно понижающая его градус. А с другой – сарказм в адрес современного искусства, подчас грешащего нарочитой сложносочиненностью.
Не существовать такой группы, как «Синие носы», наверное, просто не могло, ведь она прочно занимает нишу, где с плакатной ясностью производится легко считываемая ирония и самоирония, критика и самокритика contemporary art’а по поводу всего и вся и по поводу себя самого. Вещь, совершенно необходимая всякому организму, претендующему на то, чтобы зваться здоровым. Другой вопрос в том, как долго подобный художественный проект может просуществовать, не впадая в зависимость от разрабатываемой темы и не переходя грань между художественным брендом и навязчивым клише? Исчерпаем или неисчерпаем арсенал средств и проблем, и если все-таки исчерпаем, то куда двигаться дальше?