0
1791
Газета Культура Интернет-версия

13.09.2010 00:00:00

Вернуться в Россию

Тэги: живопись, графика, выставка


живопись, графика, выставка «Ночная смена».
Фото предоставлено организатором выставки

Новый сезон Третьяковки начался первой у нас персоналией Марианны Веревкиной. Картины и рисунки художницы предоставили Музей современного искусства Асконы, который она в 1922-м сама основала, и коллекционеры. Третьяковка же из своих работ составила раздел про ее учителей – Репина и Прянишникова – и про близких ей художников – от Борисова-Мусатова до Кандинского.

Живопись Веревкиной будто содержит некий отзвук вех, которые отмерял хронометр ее жизни. Необычно все было почти с самого начала – ее отец служил комендантом Петропавловской крепости, и квартира семьи располагалась там же. В какой-то момент они с художником-авангардистом Алексеем Явленским осели в Мюнхене. Как «нежелательные лица» с началом Первой мировой бежали и в конце концов оказались в 1918-м в швейцарской Асконе. К этому моменту ей уже однажды пришлось все начать сначала, взяв творческий тайм-аут на десять лет. Еще раз начать сначала придется в 1921-м, после расставания с Явленским. Через год он женится на Елене Незнакомовой, горничной Веревкиной и его модели. А Веревкина тогда же, в 1922 году, вместе с художником Эрнстом Кемптером учредит Муниципальный музей Асконы, которому подарит свои работы и убедит других художников сделать то же. На этом история не кончается. У нацистов Веревкина числилась «дегенеративным искусством», и берлинский знакомый художницы, которому она завещала свои работы, от них отказался. Поэтому в итоге они осели в Швейцарии и вошли впоследствии в Фонд Веревкиной, который в 67-м году перебрался в тот самый основанный ею музей.

Собственно, самое неожиданное в искусстве Веревкиной – граница, отделившая ее от передвижнической традиции XIX века и приведшая к символистским, к экспрессионистским вещам века XX. В ГТГ из «старого» столетия показывают всего две работы – автопортрет и крестьянина в тулупе. Со своим приглушенным колоритом и свободным пастозным мазком они, безусловно, свои в реалистической живописной традиции. А потом вдруг раз – и что-то совсем иное. Хотя на самом деле в эти 10 лет Веревкина не бралась за кисти – сосредоточилась на карьере Явленского. Веревкина размышляла об искусстве в дневниковых «Письмах к неизвестному», как бы аккумулируя энергию для нового этапа. На этом витке, после 1906-го, художница отказывается от масла и переходит на темперу и гуашь.

Сотрудники Третьяковки говорят, что ахнули, увидев распакованные картины Веревкиной, – настолько поразителен их колорит, не доступный даже лучшим репродукциям. Действительно, в ее цветовой гамме трепетность сосуществует с дерзостью вангоговских сочетаний желтого с синим и красного с зеленым. Цвет же становится эмоциональным стержнем картины. Вот, к примеру, «Деревенская дорога», линии которой, подобно линиям у Мунка, закручиваются в тугой напряженный узел. В дороге голубой, серый, сиреневый переливаются, превращаясь в цветные потоки, преображаясь в свет. А у самого переднего края – три абсолютно статичные женщины-истукана, женщины-маски. Тревожно. Или «Похоронная процессия», вспыхнувшая оранжевым заревом, так что выезжающая за пределы картины повозка, кажется, покидает сцену с ее софитами. Конец жизни – как конец спектакля. И еще. Стоит добавить. В 28 лет, во время охоты, она повредила правую руку – и с тех пор рука эта осталась практически недееспособной. Что не помешало создать все то, что привезли в Москву.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
387
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
438
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
249
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
336

Другие новости