Украинские месторождения редкоземельных металлов теперь будут разрабатывать и американцы. Фото Reuters
Украина располагает 20% мировых запасов титана и способна стать ключевым поставщиком этого стратегического металла в Европе, заявила завотделом полезных ископаемых Института геологических наук Национальной Академии наук (НАН) Украины Елена Ремезова. Но киевские власти передали свои ресурсы под контроль США в соответствии с утвержденным на днях Верховной радой Украины соглашением. И данным документом украинские территории с месторождениями не разграничены с теми, которые сегодня контролируются РФ.
Завотделом полезных ископаемых Института геологических наук НАН Украины Елена Ремезова сообщила, что запасы титана в украинском государстве могут составлять до 20% мировых, что делает его одним из ключевых игроков в добыче стратегического металла. По ее словам, 20-процентная доля может выйти, если учесть как изученные месторождения, так еще и неисследованные. «Россияне всегда писали, что у нас 1%, что не является правдой. Правда заключается в том, что лучшее российское месторождение титана будет хуже посредственного нашего», – считает представитель НАН.
Она напомнила, что сейчас, кроме Украины, титан в Европе добывается лишь в Норвегии. Этот металл широко используется в машиностроении и военно-промышленном комплексе для производства современных самолетов, кораблей и различного вооружения. «А если совместить добычу титана и лития, можно получить очень мощные аккумуляторы для гибридных авто. В некоторых местах залежи титана в Украине совпадают с залежами лития», – уточнила Ремезова. И далее перечислила ряд месторождений, в том числе в Приазовье, чьи территории вошли в состав России по итогам референдумов, проведенных в соответствующих регионах осенью 2022 года.
В своем комментарии аналитик как будто забыла о том, что и все стратегические ресурсы киевские власти передали под контроль США специальным соглашением по ископаемым. Верховная рада Украины (ВР) единогласно утвердила этот документ 8 мая. Хотя ранее депутаты ВР называли данный документ грабительским и высказывали возмущение по поводу того, что им пришлось голосовать за «кота в мешке», поскольку детали двух сопутствующих технических соглашений остались неизвестными для общественности.
На таком фоне не слишком убедительно прозвучали на днях и заверения пресс-секретаря Госдепартамента США Тэмми Брюс в том, что принятое соглашение об экономическом партнерстве между Соединенными Штатами и Украиной призвано обеспечить поступление средств в будущее восстановление Украины по завершении текущего военного конфликта, однако никак с ним не связано. Когда речь идет о национальной безопасности, то надо понимать, что быть другом Соединенных Штатов – это значит сделать собственную страну более защищенной и обеспечить будущее для своих граждан, объяснила пресс-секретарь Госдепа.
Видимо, последним пассажем Брюс попыталась сгладить неблагоприятный эффект от недавних разъяснений пресс-службы Белого дома о закреплении данным соглашением за Вашингтоном права в первую очередь приобретать конкретные украинские ресурсы для себя или определять другого покупателя по своему выбору (см. «НГ» от 05.05.25). Это, в свою очередь, ставило под сомнение уверения вице-премьера, министра экономики Украины Юлии Свириденко в том, что все ресурсы на территории Украины остаются в ее собственности и под контролем Киева, а управлять фондом обе стороны станут совместно – ни одна не получит решающего голоса.
Между тем президент Украины Владимир Зеленский, пообещав скорейшее завершение необходимых юридических процедур, тоже подтвердил, что «такого перспективного экономического соглашения в отношениях между Украиной и Америкой еще не было».
С этим выводом контрастировали явно прозвучавшие ноты сожаления в комментарии представителя НАН Ремезовой.
Впрочем, в нем также могла просматриваться и попытка коммерчески заинтересовать потенциальных участников соглашения, предположил в беседе с «НГ» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Как он уточнил, мало подписать документ, далее надо привлечь компании-недропользователи.
«Причем, с учетом заявленной приоритетной позиции американской стороны, ее структурам, видимо, будут передавать лицензии на разработку новых месторождений – в счет взносов Украины в совместный инвестиционный фонд, – считает Юшков. – А потому для представителей Киева важно обозначить, что в конкретном месторождении возможно получить не одну, а сотни, тысячи и миллионы тонн стратегического сырья. В результате чего возрастает ценность и стоимость лицензии и соответственно увеличивается вклад Киева в инвестфонд. Со своей стороны, и США могут сделать свой взнос виртуальным, не внося «живые деньги», а лишь записывая некие суммы в качестве затраченной военной помощи для Киева».
Эксперт отметил, что киевские представители также могут сказать, что у Украины очень много того же титана, но он в основном находится в Крыму и в Донбассе, под контролем России. И, следовательно, чтобы получить доступ к искомым ресурсам, американцам понадобится помочь вернуть Киеву эти территории.
Но, похоже, в Вашингтоне готовы удовлетвориться тем, что создали приоритетные условия для своих компаний. А если им не удастся использовать обещанные бонусы, это будут их проблемы. Президент США Дональд Трамп получил возможность показать, что он постарался вернуть затраченные его страной деньги и сумел подписать сделку в течение первых 100 дней своего правления.
Между тем, как рассказал ранее журналистам замминистра экономики Украины Тарас Качка, в тексте соглашения по недрам не предусматривалось разграничение территорий, оставшихся под украинским контролем, и тех, что перешли в состав России. И где конкретно будет действовать инвестиционный фонд, стороны еще не обсуждали, сообщил замминистра.
Понятно, что данным обстоятельством объективно усиливаются риски последующей конфронтации. К тому же это происходит в условиях маневров представителей США, связанных с газовой сферой.
По данным СМИ, наряду с месторождениями полезных ископаемых под контроль Вашингтона также перешла и вся газотранспортная система Украины, по которой в том числе поставлялся российский газ в страны Евросоюза. При этом в дополнение к недавним новостям о желании американских структур поучаствовать в запуске газопроводов «Северный поток» (взорванных осенью 2022 года), по которым Россия также экспортировала голубое топливо в Европу, теперь в западных изданиях появились сообщения о секретных переговорах между Вашингтоном и Москвой о возобновлении российских газовых поставок на европейском направлении. Кроме того, на днях прошла информация, что американская компания Elliott Investment Management ведет переговоры о покупке доли в болгарском участке «Турецкого потока», по которому российский газ идет в южноевропейские страны. В связи с чем возникают опасения, что американская сторона также хотела бы взять под контроль и соответствующий рынок газа.
Такое развитие событий Игорь Юшков счел нелогичным. Поскольку вряд ли американская компания собралась бы покупать долю в «Турецком потоке», чтобы затем его перекрыть. «Скорее в Вашингтоне могли предложить Москве: давайте мы станем вашими акционерами и тогда европейцы не смогут воспрепятствовать поставкам газа. Таким образом, России могут попытаться предложить пряник в обмен на ее уступки в переговорах по урегулированию украинского конфликта», – подчеркнул Юшков.