0
172
Газета Кино Печатная версия

04.08.2025 18:38:00

Холли Берри растит детей посреди леса

В фильме "Затерянное место" мать убеждает сыновей в том, что наступил конец света

Тэги: кинопремьера, французский хоррор, затерянное место, александр ажа, холли берри, рецензия


кинопремьера, французский хоррор, затерянное место, александр ажа, холли берри, рецензия Один из мальчиков не уверен, что мира за пределами леса нет. Кадр из фильма

В российский прокат выходит «Затерянное место» – новый фильм французского хоррор-мейкера Александра Ажа, прославившегося в 2000-х весьма кровожадными, но ставшими в своем жанре культовыми ужастиками «У холмов есть глаза», «Кровавая жатва», «Зеркала». Чем дальше, тем более абсурдными и коммерческими, даже с участием Netflix, становились фильмы Ажа – но при этом не теряли изобретательности («Пираньи 3D», «Рога», «Капкан», «Кислород»). «Затерянное место» заходит на территорию М. Найта Шьямалана, но в итоге не дотягивает ни до этого референса, ни до прошлых работ режиссера – даже при участии Холли Берри.

Актриса играет мать двоих мальчиков-двойняшек, Нолана (Перси Даггс IV) и Семюэла (Энтони Би Дженкинс). Все трое и их собака Кода живут в старом деревянном доме посреди леса и верят в то, что старого мира и других людей больше не существует, а вокруг бродит коварное Зло, принимающее разные обличья и пытающееся поглотить последних выживших. Чтобы не пропасть, герои, выходя из дома, обматываются веревками, концы которых привязаны к фундаменту, а вернувшись, касаются стен или пола, повторяя присказку про спасительное жилище. Монстры будто бы и правда существуют – вот из-под пня лезет старуха со змеиным языком. Однако видит их только мама (и зритель вместе с ней), тогда как детям остается лишь верить на слово. Дни походят один на другой и проходят во все более тщетных попытках раздобыть еду, которой катастрофически не хватает – постепенно в ход идет даже обмазанная смолой и поджаренная на сковороде кора. Чем более бедственным и голодным становится жизнь семьи, тем больше вопросов возникает у одного из мальчиков. Нолан не уверен, что Зло и впрямь существует, а мира за пределами хижины нет. И начинает уговаривать Сэма отвязать веревку и исследовать лес чуть дальше, чем обычно.

Оригинальное название фильма – «Never let go» – можно перевести как «Никогда не отпускай», и это словосочетание не только обозначает главное правило жизни героев, но и намекает на основную идею картины. За обложкой выживальческого триллера скрывается метафорическая история о сепарации детей от родителей и подростковом бунте – событий неизбежных, но порой принимающих и впрямь жутковатые формы. Впрочем, Ажа очень старается оттянуть момент зрительского прозрения и сохранить интригу, не давая прямых ответов о том, что же происходит – а может, и впрямь чистой воды постапокалиптический ужастик про лесных чудищ и последних людей на Земле.

Для таких заигрываний с аудиторией вроде бы есть все предпосылки. Мир со своими непонятными правилами, мистический лес, одновременно и живописный, и жутковатый, наполненный звуками, но в то же время как будто бы безжизненный, скрипучий дом с подвалом, куда провинившиеся непослушанием мальчишки то и дело покорно отправляются подумать над своим поведением, женщина – то ли и впрямь измученная борьбой за выживание, то ли давно сошедшая с ума. Ее легенда проступает старыми фотографиями и разговорами с призраками матери и мужа, ушедших, умерших или убитых.

Чем дальше, тем больше хочется объяснений и каких-то твистов, способных расширить камерную вселенную и пролить свет на причины возникновения крошечной семейной общины вдали от цивилизации, но режиссер плутает и ходит по кругу. Словно тоже привязан веревкой к злополучному дому и не может отойти на достаточное расстояние, чтобы внятно рассказать, что имеет в виду. Все вроде бы уже понятно – в особенности психологический подтекст, – и повторение одного и того же навевает скуку. Даже ужасы, по сути, получаются какими-то сдержанными, что несвойственно прежнему Ажа. Речь не только про отсутствие кровавых сцен, скорее про однообразие и монотонность выбранных нот, которые должны, видимо, погрузить смотрящего не в визуальный, а в экзистенциальный кошмар.

Веревочный символизм, приобретающий разные формы – собственно, от канатов, которыми обвязывают себя герои, до самодельного собачьего ошейника, сброшенной змеей чешуи и даже спасительного вертолетного троса, – пожалуй, единственная по-настоящему удачная, продуманная и цельная находка фильма. Остальное будто не использовано в полной мере, хотя и у дома, и у леса, и у мамы с детьми большой потенциал по части и мистики, и реализма, и более глубинных смыслов, чем предложенные. Финал сулит мальчишкам непростое будущее с кучей психологических травм, над которыми работать и работать – будь это реальный конец света или то самое абсолютное Зло, которым их пугали всю жизнь, было бы, наверное, попроще.


Читайте также


В стане молодых российских хореографов появилось новое имя

В стане молодых российских хореографов появилось новое имя

Наталия Звенигородская

Игорь Булыцын поставил балет для Театра имени Якобсона

0
2509
"Хованщина" для всех – в площадном варианте

"Хованщина" для всех – в площадном варианте

Владимир Дудин

Дебют Олеси Петровой в народной музыкальной драме превзошел все ожидания

0
2143
Трудно быть хорошенькой

Трудно быть хорошенькой

Наталия Григорьева

Девушка отправляется в судьбоносный поход в компании своего отца и его лучшего друга

0
3479
Премьера мюзикла по пьесе Джо ди Пьетро прошла в Санкт-Петербурге

Премьера мюзикла по пьесе Джо ди Пьетро прошла в Санкт-Петербурге

Владимир Дудин

Бутлегерская сила Гершвина

0
2099

Другие новости