В аэропорту-чистилище героиня встречается с только что умершим мужем и некогда погибшим женихом. Кадр из фильма
В российский прокат выходит фильм «Вечность» режиссера Дэвида Фрейна – фантастическая мелодрама про загробную жизнь с Элизабет Олсен, Майлзом Теллером и Каллумом Тернером в главных ролях. Прежде чем попасть в свой персональный рай, героям предстоит выбрать, как и с кем провести буквально целую вечность – оказывается, что это не менее сложно, а то и тяжелее, чем в земной жизни, хотя условия проживания куда более идиллические. Зато есть достаточно времени, чтобы пересмотреть прошлое и буквально переосмыслить, каким ты был человеком. Философский ромком в ретродекоре и в духе «Вечного сияния чистого разума».
Прожившие добрые полвека вместе, нарожавшие детей и успевшие понянчить внуков Ларри (Майлз Теллер) и Джоан (Элизабет Олсен) умирают с разницей в неделю. Первым уходит мужчина и попадает в странное место, напоминающее гигантский аэропорт или вокзал – своего рода чистилище, откуда души отправляются каждый в свой персональный рай. Можно выбрать море, можно заснеженные горы, уединенный уголок и густонаселенный. Покойные здесь являются в том облике, в каком были счастливее всего при жизни. Ларри, например, вновь молод и полон сил. Привыкая к новому статусу, герой и не надеется, что совсем скоро встретится с супругой.
Джоан также появляется в виде молодой женщины, и теперь они вдвоем мечтают о тихом и мирном посмертии. Однако тут же томится не первый десяток лет Люк (Каллум Тернер), первый муж Джоан, который погиб совсем молодым на Корейской войне и с которым она толком и не успела пожить. Дождавшись любимую, он надеется, что она отправится в вечность с ним, и Джоан действительно оказывается перед мучительным выбором между двумя некогда любимыми мужчинами – у нее есть всего неделя, чтобы определиться, кого пригласить в свою вечность.
Популярная тема находит новое и в каком-то смысле оригинальное воплощение – мир «Вечности» получается подробным и полным деталей, которые интересно разглядывать и изучать. Пространство, хоть и весьма разнообразное – показаны разные варианты так называемого рая – в каком-то смысле одинаково стилизовано под разного рода ретро, что придает ощущение той самой необходимой для жизни после жизни ностальгии. Каждый сможет насладиться милыми сердцу воспоминаниями, невольно, будто окружающее пространство подстраивается под индивидуальный запрос. Важным элементом становится архив, где можно просмотреть все, что случилось, когда ты был живым, – в случае с Джоан эта локация момента определяет ее выбор.
Впрочем, до этого еще нужно, если пользоваться терминологией фильма, дожить. Неделя, которую отводят героям на выбор, превращается в муку. Оба мужчины пытаются переманить женщину на свою сторону и доходят до откровенных низостей по отношению друг к другу. Это соперничество, занимающее центральную часть картины, заставляет сюжет топтаться на месте – чтобы добраться до весьма динамичного и драматичного финала, необходимо преодолеть это, словно зеркально отражающее события на экране, зрительское чистилище.
Выбор Джоан при этом будет меняться не один раз, запутывая наблюдателей и участников событий. Впрочем, и сама она будет путаться в собственных чувствах и ощущениях. Что же лучше – знакомое и надежное или неизвестное и неиспробованное? Где истинная любовь – та, что случилась и длилась годы, или же та, что так и осталась оборванной и незавершенной? И правду ли говорят, что если любишь, то отпусти? Простые истины, обретающие экзистенциальную значимость на пороге вечности. Фантастические предлагаемые обстоятельства – как и неплохое актерское трио в центре – не делают фильм Фрейна глубокомысленным шедевром, но по крайней мере спасают его от банальности, в которую он то и дело норовит провалиться.


