Фильм высмеивает британские аристократические костюмные драмы и детективы. Кадр из фильма
В российский прокат выходит «Фэкхем-Холл» – пародийная комедия по сценарию британского стендапера Джимми Карра, снятая режиссерами Джимом О’Хэнлоном и Гордоном Сидом и высмеивающая аристократические костюмные драмы в духе «Аббатства Даунтон» и герметичные британские детективы наподобие «Госфорд-парка». Место утонченности и высокопарности занимает юмор на грани и гэги, которые сыпятся как из рога изобилия, – можно сказать, что это английский аналог «Голого пистолета» с ноткой абсурда «Монти Пайтон» и рейтингом 18+.
Действие разворачивается в 1931 году: семейство Дэвенпорт переживает, что вскоре лишится семейного особняка Фэкхем-Холл, так как по закону наследовать имение должен мужчина, а у лорда (Дэмиэн Льюис) и леди (Кэтрин Уотерстон) остались только две дочери. Четверо сыновей – Джон, Пол, Джордж и Ринго – трагически погибли, а Поппи (Эмма Лейрд) и Роуз (Томасин Маккензи) не спешат замуж. Единственный шанс – выдать их за кузена Арчибальда (Том Фелтон), тогда дом останется в семье.
Подготовка к свадьбе Поппи с двоюродным братом идет полным ходом, когда в Фэкхем-Холле появляется новый лакей. Его зовут Эрик Нуун (Бен Рэдклифф), он сирота и, будучи ловким карманником, промышляет мелким мошенничеством. В поместье его отправили с поручением доставить лорду письмо, однако вместо этого Эрик устраивается там на работу. Дело в том, что по дороге он сталкивается с Роуз, между молодыми людьми возникает симпатия с первого взгляда. Юноша принимает решение задержаться в обществе богачей и, кто знает, возможно, завоевать сердце юной леди.
Декорации мгновенно переносят зрителя в пространство чопорного британского высшего общества, где господа и слуги обитают на разных этажах и разделение на сословия подчеркнуто двойной линией. Однако диалоги и действия мгновенно снижают градус – шутки в фильме находятся по большей части за гранью приличия, но это звучит и выглядит максимально органично и не пошло, несмотря на их содержание.
Авторы очень жестко, но в то же время точно высмеивают оригинал – и все узнаваемые детали того же «Аббатства Даунтон» оказываются перевернуты и вывернуты наизнанку. Как и детективная составляющая истории, которая становится частью сюжета уже во второй части: убийца явно находится в Фэкхем-Холле, детектив-неудачник представляет собой насмешку над всеми знаменитыми сыщиками из романов Агаты Кристи (есть даже закрученные усы, которые он вешает на крючок), а круг подозреваемых расширяется с каждой новой сценой.
Фильм оценят любители британского юмора и британского кино в целом, это квинтэссенция и того и другого, соединенная в весьма богатое с точки зрения декораций и нарядов действие, наполненное парадоксальными шутками. Определенный знак качества – известные актеры вроде Дэмиэна Льюиса и Тома Фелтона в главных ролях.
Здесь не боятся ни нелепых образов, ни неловких ситуаций, ни скабрезных шуток в свой и чужой адрес. Сюжет при этом не теряет адекватности, сохраняет структуру и логику и в итоге разрешается складным хеппи-эндом, который одновременно находится и в пространстве все той же пародии, и на территории романтической мелодрамы. Много динамичного действия и колоритных персонажей – все это задает определенный ритм и нацелено на определенную аудиторию, чье чувство юмора совпадает с чувством юмора создателей.
С одной стороны, ни одну из шуток нельзя назвать интеллектуальной, с другой – и неумными их не назовешь, так что остается уповать на совпадение вкусов и жанровых предпочтений авторов и тех, кто будет смотреть кино. А пересказывать хоть один из гэгов – дело неблагодарное.


