Президент Франции Эмманюэль Макрон, канцлер Германии Фридрих Мерц и премьер Великобритании Кир Стармер, как и другие западные лидеры, с нетерпением ждут итогов встречи на Аляске. Фото Reuters
Неожиданное решение провести личные переговоры Владимира Путина и Дональда Трампа, да еще не где-нибудь, а на территории США (в штате Аляска), вызвало неоднозначную реакцию среди союзников Вашингтона, особенно европейских. С одной стороны, в Евросоюзе, как и в России, устали от конфликта Москвы и Киева и хотят, чтобы он как можно скорее закончился. С другой – возможная цена окончания кровопролития пугает. Опасения во многом порождены тем, что Трамп не информирует своих союзников о том, на каких условиях он планирует договориться с Путиным. Лидеры ведущих стран НАТО и руководство ЕС предупредили президента США, что при любом исходе переговоров судьба Украины не может решаться без Украины и без Европы.
Новость о переговорах Трампа и Путина явно застала врасплох западных политиков, да и общественное мнение. В комментариях, которые даются в западных СМИ к этому предстоящему 15 августа событию, проводится мысль, что встреча на Аляске наконец-то даст хоть сколько-нибудь реальный шанс на прекращение российско-украинского конфликта. Вместе с тем неизвестно вообще ничего о том, с какими предложениями стороны выходят на эти переговоры. О чем именно планируют договариваться? Станет ли Украина единственной темой беседы двух лидеров или окажется лишь частью каких-то американо-российских договоренностей? Будут ли Путин и Трамп обсуждать отмену санкций (хотя бы тех немногих, что президент США имеет право своим решением отменить)? Ответы на эти и многие другие возникающие в связи с предстоящими переговорами вопросы, увы, на сегодняшний день, похоже, неизвестны даже ведущим политикам стран Запада, что не может их не беспокоить.
Европейцы проявили несвойственную им оперативность. Буквально через несколько часов после того, как Трамп объявил о намерении 15 августа встретиться на Аляске с Путиным, президент Франции Эмманюэль Макрон, премьер-министр Великобритании Кир Стармер, премьер-министр Италии Джорджа Мелони, канцлер Германии Фридрих Мерц, глава правительства Польши Дональд Туск, президент Финляндии Александер Стубб и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен оперативно провели переговоры и приняли совместное заявление. В нем есть несколько ключевых фактически условий, на которых союзники Вашингтона готовы одобрить договоренность президентов России и Америки.
Первое из них: путь к миру на Украине не может быть определен без Украины. Иными словами, Киеву нужно предоставить право вето на любые решения, направленные на урегулирование конфликта. Можно, конечно, счесть это условие декларативным, учитывая зависимость нынешней Украины от западной помощи, но по крайней мере оно выдвинуто и считается властями многих европейских стран принципиально важным. Как сказал по этому поводу председатель комиссии по международным делам парламента Эстонии Марко Микхельсон, Аляска не должна быть «новой Ялтой» – имеется в виду, что там большие страны не должны решать судьбу малых, как это было на конференции в Ялте в 1945 году, предопределившей попадание Восточной Европы в советскую сферу влияния.
Второе условие: Украине должны быть предоставлены «прочные и надежные гарантии безопасности». Слово «НАТО» в заявлении не было. Однако президент Украины Владимир Зеленский неоднократно говорил, что видит единственной прочной гарантией безопасности его страны только ее присоединение к Североатлантическому альянсу. По этому поводу за последний год Киеву подавались противоречивые сигналы. Во время своего первого на посту министра обороны визита в Европу глава Пентагона Пит Хегсет категорично заявил, что вступление Украины в НАТО больше не стоит на повестке дня. Европейские лидеры с ним, казалось бы, молчаливо согласились. Но не прошло и нескольких месяцев, как генсек НАТО Марк Рютте сказал прямо противоположное: двери в альянс для Украины по-прежнему открыты.
Необходимо также напомнить, что никто в ЕС, за исключением Венгрии (которую при принятии важных решений европейцам неизменно удается переубедить или обойти), не исключал для Киева евроинтеграцию. А Евросоюз сейчас на глазах превращается в оборонный союз, во многом дублирующий или дополняющий функции НАТО.
Еще одно условие, изложенное в заявлении, – это то, что «отправной точкой переговоров» должно стать прекращение огня по нынешней линии боевого соприкосновения. То есть сначала перемирие, потом – все остальное. Напомним, что на переговорах в Стамбуле РФ отстаивала противоположную позицию: сначала – устранение того, что в Кремле считают первопричинами конфликта, а потом уже разговоры о прекращении боевых действий.
Наконец, в документе подчеркивается непоколебимая приверженность союзников США «суверенитету, независимости и территориальной целостности Украины». Что имеется в виду за этим словосочетанием, попыталась разъяснить, со ссылкой на двух пожелавших остаться анонимными европейских чиновников газета The Wall Street Journal. Якобы европейцы и Зеленский советуют Трампу предложить Путину мир на основе равнозначного обмена территориями. При нем РФ однозначно отходят Донбасс, не говоря уж о Крыме. В принципе нечто похожее предлагал в своих публичных заявлениях спецпредставитель президента США Стив Уиткофф. Правда, упоминание территориальной целостности Украины в заявлении лидеров европейских стран свидетельствует о том, что обмен, с их точки зрения, может быть только фактическим, без юридического признания российского суверенитета над Крымом и Донбассом.
Комментируя для «НГ» идеи об обмене территориями РФ с Украиной, профессор международного права Бахтияр Тузмухамедов сказал: «Конституция России гарантирует целостность и неприкосновенность территории (ст. 5 ч. 3), что делает невозможными какие-либо территориальные размены. Конституция Украины на этот счет несколько уклончива, когда говорит о «неделимости и неприкосновенности территории Украины в существующих границах». Однако международному праву известен институт кондоминиума – совместного владения и управления территорией. В исторической практике России такой опыт имелся».
Так, по словам эксперта, управлялись Запорожская Сечь (Россией и Польшей) по Андрусовскому перемирию 1667 года и впредь до упразднения Сечи в 1775-м, а также Сахалин (Россией и Японией) по Симодскому трактату 1855 года и впредь до перехода Сахалина во владение Россией по Санкт-Петербургскому договору 1875 года.
«Предположим, территории новых субъектов РФ, остающиеся под контролем Киева, и участки территории, признаваемой украинской, но которые контролируются Россией, становятся кондоминиумом. При этом порты Одесской, Николаевской и Херсонской областей подлежат демилитаризации и нейтрализации. Речь идет о запрете базирования и заходов военных кораблей, провоза грузов военного и двойного назначения, использования в этих целях в случае вооруженного конфликта», – сказал Тузмухамедов.
Он считает, что для учета озабоченностей России в переговорной позиции целесообразно предусмотреть размещение постоянного присутствия международных наблюдателей на сухопутных погранпереходах Украины, прежде всего с Румынией и Польшей, для предотвращения поставок тяжелых и наступательных вооружений. При формировании групп наблюдателей можно учесть прошлый опыт, введя в их состав как военных, так и гражданских представителей стран, беспристрастность которых не вызовет сомнений у сторон конфликта, например Индии, Пакистана, Малайзии, Бразилии, которые не раз выделяли свой персонал в миссии с мандатом ООН, а также граждан России и Украины. Мандат этих групп также мог бы быть смешанным – не только от ООН, но также от Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ) – признанных ООН региональных организаций.
Как бы то ни было, на сегодняшний день имеется официальная украинская позиция, которую после известия о предстоящих переговорах Трампа и Путина повторил Зеленский: «ответ на украинский территориальный вопрос уже есть в Конституции Украины. Отступать от этого никто не будет и не сможет». То есть не то что Донбасс, но и Крым Киев официально признает украинским. Об этом Зеленский может лично сказать Трампу и Путину на встрече на Аляске, если, конечно, будет в ней участвовать. Примет ли кто-то из лидеров других государств участие в переговорах президентов РФ и США, пока неизвестно.