0
1486
Газета Культура Интернет-версия

20.09.2010 00:00:00

Все позы стекла

Тэги: кремль, выставка


кремль, выставка Булавка для шляпы «Осы и скабиоза», 1899–1900. Копенгаген, Датский музей искусства и дизайна.
Фото предоставлено организаторами выставки

В России это первая основательная выставка одного из главных ювелиров ар-нуво и именитого мастера стекольных дел. У нас он участвовал только в коллективных показах нового искусства в Петербурге в 1899 и 1903 годах. Для нынешнего проекта, приуроченного к перекрестному Году Россия–Франция, около 170 работ собирали со всех концов света в течение трех лет. От нью-йоркского Метрополитен Музея, лиссабонского Музея Калуста Гюльбенкяна и Эрмитажа до частных собраний. По словам замдиректора Музеев Кремля Зельфиры Трегуловой, получить в год 150-летия Лалика на выставку его произведения, «пожалуй, труднее, чем живопись русского авангарда или импрессионистов – все вещи расписаны».

Показанное в Выставочном зале Успенской звонницы производит впечатление – хотя скорее всего оно будет разным.

Выходя с выставки Лалика, думаешь: говорить о нем нужно либо восторженно, либо иронично. Предприимчивость, виртуозное мастерство (в ювелирном искусстве он утвердил право на изысканность слоновой кости, рога и даже стекла) и безудержная фантазия (ну кто бы до него стал делать колье с лягушками и печать с мухой?!) заслуженно принимают дань восхищения. Меланхоличное обилие чувственных томных дев во всех возможных видах – пройдет по части иронии. Впрочем, томность, соскальзывающая в манерность, у ар-нуво была в крови. Эпоха жаждала синтеза искусств и вообще синтеза – материалов, техник и мотивов. Вдохновляясь витальностью природных форм, она обвила змеями и кузнечиками женские шеи и запустила их в пышные прически.

Благодаря Лалику Общество французских художников разглядело в ювелирке искусство и даже открыло специальную секцию декоративного искусства. Так вот, в арсенале Лалика отыщется приползший из Древнего Египта скарабей, и навеянный, вероятно, японскими гравюрами гребень с жуком на папоротнике. На него «по семейной линии» повлиял Роден (тесть Лалика был учеником знаменитого скульптора), а под влиянием самого Лалика Врубель сделал собственные эскизы гребней.

Есть Лалик-ювелир и Лалик – мастер стекольных дел. И тут вспоминается то мандельштамовское «На бледно-голубой эмали┘», то чеховское «Пава, изобрази!» из «Ионыча». Лалик как никто знал, как заставить стекло встать в позу. В нужную ему позу. После 1912 года сосредоточился исключительно на стекле и к 1925-му, к расцвету ар-деко, был уже известнейшим в мире мастером. Стекло становилось подвесками, лампами, печатями, флаконами для духов. Всем, чем могло и, казалось бы, не могло – например, фигурками автомобильных радиаторов. Лалик даже запатентовал в 1913 году изготовление таких скульптурок с подсветкой – на сей раз, правда, остается развести руками: на выставке нет примеров этого мчавшегося «в ногу» со временем искусства┘

Если эмали Лалика успешно прикидывались листьями и цветами, то его стекло могло имитировать камни. В кубке «Виноград» стеклянные гроздья медового цвета напоминают сердоликовые – «загораясь» на свету, они наполняются солнцем, одновременно наливаясь соком. И все это в металлическом обрамлении лоз – по восстановленной в XIX веке старинной венецианской технологии выдувания стекла в оправу. Оно превращалось в фазанов и павлинов, в рыцарей, в нимф и, как апофеоз, в «Ангела-стеклодува» (толстощекого путто, раздувшегося не меньше изготовляемого им шара).

Среди его заказчиц была Сара Бернар, а в зале показана трость с женщиной-стрекозой, принадлежавшая императрице Александре Федоровне. Одним из тех, кто покупал работы Лалика прямо после их создания, был Калуст Гюльбенкян – впоследствии они вошли в музейный фонд Гюльбенкяна и числятся самой знаменитой коллекцией Лалика. А крупнейшее в мире частное собрание принадлежит Шаю Бандману, который занимается Лаликом уже около 20 лет.

Кремль мастерски экспонирует декоративно-прикладное искусство, и выставка Рене Лалика объективно хороша. Другой вопрос: изысканность, которая довольно скоро начинает шатко балансировать на грани вычурной прихотливости, утомляет подчас нарочитым стремлением изображать естественность. Опасный путь – ведь если подражатели будут не столь искусны, как Лалик, и если вкус их подведет, останется два пути. В дизайн и в китч. Лалику повезло: его место зарезервировано в ранге искусства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
421
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
443
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
380
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
466

Другие новости