0
2067
Газета Культура Интернет-версия

20.12.2010 00:00:00

В желтом доме

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - заведующий отделом культуры "НГ".

Тэги: москва, тюз, премьера


москва, тюз, премьера Алексей Девотченко в «Записках сумасшедшего».
Фото Елены Лапиной

В Московском ТЮЗе сыграли премьеру «Записок сумасшедшего». Текст Гоголя, сцена – большая, главную роль играет Алексей Девотченко. Есть еще не главные – можно было бы назвать их прохожими, равнодушными наблюдателями за тем, как разворачивается на их глазах и на глазах публики безумие героя, но они – совсем из другой истории, если их и сравнивать, так скорее – с элементарными частицами, которые бродят, повинуясь законам физики, то есть высшим, над Гоголем, над его историей о Поприщине, который в финале вырывается на свободу, открывая истину про алжирского бея, у которого под самым носом – шишка... В балетных пачках, принципиально – другие, он – внутри, они – проходят мимо, влезают бесцеремонно в его пространство и как будто не замечают его. И не замечают замкнутости, то есть ограниченности этих желтых стен, для них этих границ не существует (массовка на самом деле невелика, в роли свободного «хора» – четыре актера: Наталья Златова, Илона Борисова, Евгений Березовский, Михаил Парыгин).

Сценография – Сергея Бархина. Сумасшедший дом иначе называют, во всяком случае раньше привычно называли, желтым. Тут Бархин изобразил желтое пространство. Сергей Бархин это любит: стена до потолка, то есть до колосников, выдвинутая максимально на авансцену. Так что актер, как птица в клетке, бьется на узкой полоске-пятачке. Тут художник еще и подшутил над актером, зло подшутил, оставив ему выемки, закутки, – если и можно вырваться ему из этого пенала – так в коробок-гробик, чтобы там свернуться в три погибели или постоять, как в час пик в общественном транспорте, которого Поприщин по определению ни знать, ни видеть не мог, а мы и знаем, и видели: когда можно расслабить ноги – толпа со всех сторон тебя удержит в вертикальном положении...

«Записки сумасшедшего» – это не только печальная история обреченной и стыдливой любви. Это рассказ о том, как ничтожнейшее положение, ухмылка реальности будит в герое злую зависть, разжигает жажду реванша, вызывает неодолимую потребность прикоснуться к глянцу жизни. Сегодня успех решает все. Быть успешным – значит быть СРЕДИ. Это стремление «быть среди» доведено здесь до абсурда, болезни, до безумия. Гоголевский текст сегодня звучит не только печально. Он полон гротеска, горького смеха, впрочем, и неожиданной нежности, хрупкости и красоты...» – это с сайта Московского ТЮЗа. Не знаю, кто написал – сам ли Гинкас, или не написал, а наговорил, или не он, а завлит, внимательно и чутко уловившая сокровенные повороты режиссерской мысли. Все – верно. Про выброшенность человека из жизни, страшное его переживание этой невовлеченности в общую – там, наверху, всепоглощающую яркость жизни, ее сверкающую красоту...

Очень точно Гинкас – прямо с точностью успешно поставленных научных задач и успешно проведенного лабораторного эксперимента! – выбрал исполнителя на ЭТУ роль в ЭТОМ спектакле. Алексей Девотченко, не знаю, в прошлом или и в настоящем тоже, – член Объединенного гражданского фронта, участник маршей несогласных, подписавший этой весной обращение оппозиции «Путин должен уйти». Безумец! Кроме того – заслуженный артист России. А еще – написавший открытое письмо друзьям-товарищам, режиссерам-интеллигентам, что, мол, с властью – никаких контактов и контрактов... Много чего написал и подписал.

И в его устах теперь – слова, выкрики, всхлипы, мольбы и жалобы Поприщина. Хотя понятно, что Гинкас, может, вовсе не хотел, чтобы читатель-зритель обмусоливал эту мысль, в ней одной и закутался, и запутался.

Я и не заметил, потом, уже дома, после того как другие сказали об этом, нашел в программке: «Спектакль посвящен памяти Виктора Гвоздицкого». Кама Гинкас – человек не сентиментальный, а в последние годы жизни Гвоздицкого они и вовсе разошлись, хотя все, кто писал о Гвоздицком, не забывали вспомнить про их – актера и режиссера – взлет, «Записки из подполья», «Играем «Преступление...», «Пушкина и Натали». И вот – посвящение. И открывается до того чуть саднившее – ощущение какой-то недостаточности, точно роль не совсем для Девотченко, то есть роль – для него самая что ни на есть подходящая, но рисунок режиссерский учитывает кого-то еще, а Девотченко – чуть навырост. С учетом этого посвящения начинаешь глупо фантазировать невозможное – как бы сыграл Гвоздицкий... У Михаила Левитина в «Эрмитаже» шел спектакль, где «Женитьба» была сложно соединена с «Записками сумасшедшего», но Гвоздицкий там был женихом, а «Записки сумасшедшего» режиссер отдал Борису Романову. И вот – после смерти – роль догнала. Как посвящение. Как печальная, навсегда – невозможность. Других примеров не сыскать.

Девотченко пересекался с Гвоздицким, когда оба служили в Александринском театре. Его сегодняшняя игра – для актера подвиг почти невозможный. Чтобы актер играл спектакль в память другого. Сильный ход – станут сравнивать, не все – в твою пользу... С тем, кого нет уже, – сравнение всегда невыгодное. Но что хочется сказать, что кажется важным: Девотченко где-то не вытягивает, а где-то играет... Лучше. Так, что вспоминается из Ходасевича: «Я сам над собой вырастаю, Над мертвым встаю бытием, Стопами в подземное пламя, В текучие звезды челом». Примерно так.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
956
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
1021
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
875
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
743

Другие новости