0
1322
Газета Культура Интернет-версия

22.02.2011 00:00:00

Возможность музыки

Владимир Дудин

Об авторе: Владимир Дудин, Тромсе-Санкт-Петербург

Тэги: норвегия, фестиваль, музыка


В севернонорвежском городе Тромсё завершился большой зимний фестиваль искусств «Северное сияние» или «Нурдлис фестивален», на котором классику и джаз играли музыканты со всего света.

Пример этого фестиваля в Тромсё говорит о том, что достаточно всего-навсего быть маленьким городком с населением в шестьдесят тысяч жителей, чтобы собирать у себя лучших музыкантов из Норвегии, России, Австрии, Америки, Швеции, Польши, Китая. Впрочем, в Норвегии это пятый по величине город. В прошлом году на «Северном сиянии» не только в маленьком Тромсё, но и во всей Норвегии впервые выступила труппа балета Мариинского театра с самыми настоящими примами – Ульяной Лопаткиной и Викторией Терешкиной. Директор Оперного театра в Осло, как рассказывают, был вне себя от изумления, когда узнал, что с легендарным русским балетом его опередили в этом городке, где нет никакого оперного театра. Пока нет, потому что судя по растущим амбициям организаторов фестиваля, здесь возможно все. В этом году девиз фестивального форума был выражен в одном слове – «Возможности». Для организаторов «Северного сияния» это не превращается в пустой слоган, но становится реальным шансом создать хотя бы на две недели такие условия, в которых можно было бы понаблюдать, к чему приведут возможности, предоставленные участникам, гостям и слушателям фестиваля. Иначе зачем везти сюда за тридевять земель национальный оркестр из Гонг-Конга или включать в программу выступление Ближневосточного оркестра мира с клезмерской музыкой и классическим арабским «макамом». Особую гуманистическую ценность придало фестивалю то, что эти возможности поверялись здесь музыкой – самым символическим, честным и бескорыстным из всех искусств.

Есть в Тромсё притягательная сила, влюбляющая в себя надолго, если не навсегда. Неслучайно за этим городком закрепилась слава «северного Парижа». Но в его расположении, в его ландшафте, неотъемлемой частью которого являются горы, есть что-то еще более необыкновенное – инопланетное, надземное. Оттого жителей города Тромсё, который по-норвежски звучит на самом деле как «Трумсё», хочется назвать «трумсианами», как «марсиан». Неудивительно, что музыка в таких неземных условиях чувствует себя исключительно комфортно. Если в прошлом году всю Норвегию потрясла знаменитая труппа мариинского балета, то в этом новостные строчки заняла не менее знаменитая сопрано Барбара Хендрикс, которой восхищался еще Герберт фон Караян. Певица выступила с Арктическим симфоническим оркестром под управлением Кристиана Линдберга, исполнив арии из «Свадьбы Фигаро» Моцарта и две песни Сольвейг из музыки Грига к драме «Пер Гюнт» Ибсена. Появление Хендрикс стало серьезным вызовом для молодого оркестра, которому чуть больше года. к слову, для своего международного дебюта в конце минувшего года этот оркестр выбрал сцену Концертного зала Мариинского театра, где с блеском исполнил Пятую симфонию Чайковского. Барбара Хендрикс в принципе не отличалась примадонским нравом, а в случае с Арктическим оркестром и вовсе проявила особую участливость еще и как давняя подруга дирижера Линдберга. По ее словам, в молодом оркестре ее привлекли невероятная увлеченность процессом, открытость музыке и желание творить. Правда, свой младенческий возраст и безудержный темперамент оркестр не смог скрыть в аккомпанементе к Моцарту. Обе арии томящейся по любви и ласке Графини требовали большей мягкости, кантилены и тонкой нюансировки, а не пубертатной импульсивности, которую предлагал оркестр. Тут многое взяла на себя сама Барбара, прикрыв своим мощным обаянием издержки юного аккомпаниатора, исполнив любимого Вольфганга Амадея фактически в аутентичной манере – нежно, галантно, и гиперчувствительно.

Выступление Хендрикс в том концерте стало лишь лирическим отступлением. Главным же объектом внимания был дирижер Кристиан Линдберг – культовый европейский тромбонист и обожаемая в Норвегии персона, о которой один из представителей местного управления сказал, что при наличии такого дирижера на сцене оркестр мог и не играть. Имелась в виду гиперактивная дирижерская манера вытанцовывающего за пультом Линдберга-энергетика, переживающего музыку в движении. Близким ему по духу стал спустя пару дней петербургский итальянец Фабио Мастранжело, приезжавший дирижировать оперным гала-концертом с Оркестром Государственного Эрмитажа. Вольнолюбивый швед, не терпящий рамок и канонов, Линдберг выступал по традиции не во фраке, а в ярких рубашках собственного дизайна, выражающих его цветовое отношение к музыке. Своим бешеным темпераментом Линдберг был призван дать новую жизнь сочинениям Уле Ульсена незаслуженно забытого норвежского композитора. Сведений об Ульсене нет в российских музыкальных энциклопедиях, а между тем этот младший современник Грига был популярен в свое время и оставил в наследство множество яркой, покоряющей легкостью, эмоциональностью и фантазийностью музыки, создающей своеобразный мост от Грига к эре Голливуда. Открытие мира звуков Ульсена стало еще одной возможностью, предложенной менеджментом «Северного сияния» – возможностью испытать его имиджевую и коммерческую привлекательность.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1132
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3069
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1731
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2083

Другие новости