0
1471
Газета Культура Интернет-версия

03.03.2011 00:00:00

Человек на безлюдье

Тэги: театр, премьера


«Зачем вы меня обижаете?..» – название этого спектакля приходится каждый раз объяснять, иначе собеседник фразу понимает буквально и недоумевает. Трагифарс в двух действиях, первое – «Шинель» Гоголя, во втором – играют чеховскую «Свадьбу», в обеих главная роль у народного артиста России Федора Чеханкова.

Поющий, танцующий – таким привыкли видеть Чеханкова на сцене и родного его театра, и когда он ведет концерты или выходит поздравлять кого-то на очередном юбилее. «Шинель» впервые сыграли отдельно к юбилею актера почти полтора года назад, но нынешний спектакль можно считать полноценной премьерой. Главный режиссер Театра армии Борис Морозов попытался скорректировать уже известный имидж, и это ему удалось. Зрительница, оказавшаяся по соседству, в какой-то момент, позабывшись, воскликнула: «Он же плачет настоящими слезами!» Слезы правда были настоящие – Чеханков из тех, кто владеет актерским ремеслом, недаром мать его служила актрисой в Ярославле, а сам он – выпускник старейшей Щепкинской школы, учился у самой Веры Николаевны Пашенной.

Премьера в Театре армии – тот ныне нечастый случай, когда у критика появляется наконец настоящая работа. Во всей гоголевской «Шинели» – час чистого времени, если взяться читать ее целиком, а режиссер еще ее сокращает, оставляя почти голый скелет – Акакий Акакиевич и толпа. Художник Иосиф Сумбаташвили привычно «скрадывает» гигантские пространства сцены, ее кубатуру полупрозрачными белыми занавесями, в этой мутно петербургской измороси-взвеси мечется маленький человечек. Известной пушкинской оппозиции «поэт и толпа» Гоголь предлагает свой, сниженный, но не сжиженный, не менее острый и конфликтный вариант: маленький человек и толпа. Хрупкий, седенький, жизнь которого уже клонится к закату, – Чеханков играет и счастье приобретения шинели, уют, почти невозможный в городе, где то снег, то дождь, и – страдание, радость – краткую, страдание – всегдашнее. Во второй части этой театральной дилогии, в «Свадьбе», где Чеханков играет Ревунова-Караулова, своего тезку, Федора Яковлевича (так у Чехова!), Морозов добавляет, дожимает мысль: счастье – случайно, по обознанию, страдание же – обыденность. Движения, жесты его мелкие, не идет – семенит, человек, получается, тоже – маленький, скромный, хотя и храбрится, рассказывая про разные мачты и реи... Всё – в прошлом, жизнь – прожита – эту не новую мысль Чеханков играет не на пределе – можно сказать, за пределом своих актерских возможностей, во всяком случае – до сих пор всем известных. Трогая до слез. Все и всё – не то что кажется, эта гоголевская мысль важна и актеру, и режиссеру тоже. И еще важна одна фраза, из «Шинели»: «Он служил ревностно – нет, он служил с любовью...»

Всякий, кто берется ставить «Свадьбу», неминуемо вступает в состязание с хрестоматийным фильмом. Выиграть у Марецкой, Гарина, Раневской, Мартинсона, Абдулова по определению невозможно. Думается, Морозов эту изначально проигрышную ситуацию преодолел – в его «Свадьбе» один-единственный человек, одно человеческое лицо – у Ревунова-Караулова, все другие – клоуны, с клоунскими носами, цветастыми штанами-курточками. Всех: и героев, и героинь – играют актеры-мужчины. Однако и в первой части, и еще больше во второй режиссер массовку, такую слаженную, почти балетно выверенную в движениях, все-таки разбирает по характерам, скоро начинаешь отличать одного в этой массовке от другого, в «Свадьбе», при всей клоунаде, режиссер оставляет намеком – у каждого из здесь присутствующих имеется человеческий шанс: скажем, грек Харлампий Спиридонович Дымба (Сергей Федюшкин) вдруг делает шаг к авансцене, снимает нос и произносит свой монолог, запутанный, невнятный, но – пронзительно грустный, печальный, он тут как бы приближается на шаг или полшага к Ревунову-Караулову.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
980
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
1174
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
925
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
1117

Другие новости