0
7022
Газета Культура Интернет-версия

24.10.2011 00:00:00

Наполовину полна или наполовину пуста?

Тэги: третьяковка, выставка, конструктивизм, татлин


третьяковка, выставка, конструктивизм, татлин «Нормаль-одежда» Татлина – в авангарде эпохи.
Фото автора

«Полукруглую», 125-летнюю, дату рождения одного из прародителей конструктивизма Третьяковка отмечает с опозданием на год. Празднуют скромно, но с претензией на размах. Выставка озаглавлена цитатой из критика Пунина «Бесконечная Татлин чаша великого». С претензией, потому что сюда свезли около 60 работ 1900–1920 годов не только из ГТГ, но также из РГАЛИ, Бахрушинского музея и частных коллекций. Скромно, поскольку в эти 60 не вошли главные вещи – а какой без них юбилей? Чаша оказалась полна наполовину – а может, наполовину пуста.

Татлин – контррельеф в искусстве и в жизни. Рельеф – оно понятно, первостепенный культурный персонаж. Контр – потому что был неуживчивым неврастеником. Контррельефами Татлин еще в 1914 году пробил дорогу в жизнь конструктивизму. В Третьяковке такие работы есть – нет почему-то на выставке.

«За неуспеваемость и неодобрительное поведение» его выгнали из Московского училища живописи, ваяния и зодчества – он ушел в моряки. И лишь потом добрался до Пензы, до училища художественного. Татлин по рождению был дворянин, по складу личности – человек-оркестр. Бандурист с видом юродивого красноречиво запечатлен современниками. Именно как певец-бандурист он получил премию на берлинской Русской кустарной выставке 1914 года, после чего отправился в Париж. Там познакомился с Пикассо, а вернувшись домой, взялся за контррельефы.

Человек-оркестр, истово веривший в правдивость пришедшего строя, Татлин хотел одновременно стоять за дирижерским пультом и быть всеми инструментами оркестра новой жизни. Он придумал не только неосуществленные памятники советской утопии, «Летатлина» да Башню III Интернационалу, которые, кстати, с восторгом растащили на цитаты уже современные художники. Татлин хотел участвовать во всем – от изобретения посуды, мебели и одежды до нового театра. В 1911 году художник оформил драму «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа» – один из ранних случаев, когда живопись авангарда заступила на театральные подмостки. На выставке имеются эскизы костюмов для постановки, не только для этой. Есть там и просто «нормаль-одежда» в виде мешковатых повседневных костюмов, и модель консольного стула, и даже чайный сервиз – тоже, правда, воссозданные.

Но в целом, если судить по тому, как сделана выставка, фонтанировавший идеями художник оказался вдруг эдаким середнячком. Поначалу писал картинки в духе времени, вполне себе бубнововалетскую живопись обнаженных, кубофутуристического «Продавца рыб», яркие натюрморты. Среди графических почеркушек – портрет Малевича. Сделан за пару лет до рубежной выставки 1915-го «0,10», где Татлин предъявил висячие угловые контррельефы (просто контррельефы впервые увидели в 1914-м), а Малевич повесил в красный угол «Черный квадрат». Отношения конкурентов обострялись: Малевич ввел беспредметное в живописное пространство, Татлин – в реальное.

В Третьяковке следом за Татлиным – зал с реконструкцией Рабочего клуба Родченко. Открывали их, кстати, в один день. Потом – постоянная экспозиция XX века, где и остались контррельефы. То, что пространственно они разобщены с выставкой, организаторы объясняют желанием привлечь публику к той самой постоянной экспозиции – с этим у музея сложности. Но в таком случае рассуждения про конструктивизм и про татлинские шедевры (с реконструкцией Башни III Интернационалу ясно – она велика и «проживает» в холле ГТГ) оказываются полны «гиперссылок». Что не на пользу экспозиции как единому организму – тут ведь все должно быть зримо, в объеме, а не только на бумаге. Ну, и стремившийся к объему Татлин выходит до обидного плоским.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
1783
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
1842
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
1494
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
1258

Другие новости